Как российский рынок информационной безопасности переживает эпидемию коронавируса в 2020 году

Как российский рынок информационной безопасности переживает эпидемию коронавируса в 2020 году

Представители Positive Technologies, «Лаборатории Касперского», InfoWatch и Axoft рассказали о том, как отрасль информационной безопасности в России переживает кризис, спровоцированный пандемией коронавирусного заболевания COVID-19, и какие изменения произошли в их компаниях в связи с вызванными ею ограничениями в 2020 году.

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Что происходит с рынком информационной безопасности в 2020 году?
  3. Тенденции рынка информационной безопасности в России в 2020 году
  4. Изменения внутри ведущих компаний рынка информационной безопасности в период пандемии
  5. Возвращение к нормальной жизни после эпидемии
  6. Выводы

 

Введение

На YouTube-канале Positive Technologies прошла прямая трансляция видеоконференции «ИБшник на удалёнке», где лидеры отечественного рынка информационной безопасности рассказали о работе их компаний в условиях пандемии коронавируса, обсудили влияние нынешнего кризиса на планы и бюджеты, а также поделились мнением о том, как и когда отрасль вернётся в офисы.

В дискуссии приняли участие:

  • Максим Филиппов, директор по развитию бизнеса Positive Technologies в России, модератор дискуссии,
  • Константин Левин, вице-президент по продажам InfoWatch,
  • Михаил Прибочий, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, СНГ и Прибалтике,
  • Евгений Куртуков, директор по стратегическому развитию Axoft.

Вёл эфир Владимир Заполянский, директор по маркетингу Positive Technologies.

Эксперты поделились своим видением ситуации на рынке, а мы собрали наиболее интересные высказывания и выводы, озвученные в этой интереснейшей беседе. Откровенный разговор даёт актуальный срез состояния ИБ-рынка и позволяет делать выводы о его ближайших перспективах.

 

Что происходит с рынком информационной безопасности в 2020 году?

Модератор дискуссии предложил для обсуждения следующие вопросы:

  • Как вендоры и дистрибьюторы ИБ-продуктов переживают пандемию?
  • Как изменились текущие финансовые результаты по сравнению с аналогичными периодами прошлого года?
  • Какие прогнозы лидеры рынка делают на оставшуюся часть года?
  • Как сейчас живут компании — какие цели и задачи ставят, как строят процесс планирования?

Большинство участников беседы сказали, что их компании относительно спокойно чувствуют себя в сложной экономической ситуации, связанной с пандемией. Снижение выручки упомянул лишь представитель InfoWatch — остальные спикеры заявили о сохранении плановых объёмов и даже о росте продаж.

Пока представители ИБ-бизнеса смотрят вперёд со сдержанным оптимизмом и надеются на реализацию своих годовых планов. При этом есть ряд индикаторов, которые вызывают у участников рынка тревогу. Как отметил Константин Левин, по данным ЦБ объём платёжных поручений, связанных с ИТ и ИБ, снизился в первом квартале 2020 года на 47% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Михаил Прибочий заявил, что в первом квартале 2020 года в «Лаборатории Касперского» выросли абсолютно все направления. В отдельных сегментах увеличение оборотов достигает 30—50%. В апреле картина изменилась: коробочные продажи упали примерно на 60%, что объясняется закрытием магазинов. Кроме того, немного снизился SMB-сегмент. Тем не менее продажи через провайдеров и корпоративный сектор показывают хороший рост. Клиенты сейчас закупают больше, чем планировали, поскольку стало очевидно, что угроз много и им необходимо противостоять со всех сторон. В результате, несмотря на падение и стагнацию отдельных направлений, продажи «Лаборатории Касперского» выросли на десятки процентов по отношению к прошлому году. «Ожидания по годовым планам мы пока не меняем, на данный момент мы превышаем плановые показатели в среднем на 3—5%», — отметил спикер.

В InfoWatch несколько разочарованы началом года. Некоторое снижение вендор обнаружил ещё в первом квартале, однако в итоге сумел выйти на близкие к плановым показатели. В апреле и мае произошло значительное падение объёмов продаж. Скорее всего, это связано с проблемами компаний энергетического и нефтяного сектора — традиционных клиентов InfoWatch. Кроме того, многие государственные структуры замедлили объявление конкурсов и подписание договоров из-за пандемии. «Если во втором квартале 2020 года InfoWatch удастся выполнить план на 70%, мы будем считать это успехом. Прогнозировать итоги года сейчас тяжело, но если запланированные бюджеты наших заказчиков не будут сокращены, то можно надеяться на показатели 60—70% от первоначальных ожиданий», — сказал Константин Левин.

Максим Филиппов сообщил о росте объёмов продаж Positive Technologies в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это связано с реализацией нескольких крупных контрактов, которые изначально планировались на конец года, однако безотносительно пандемии были форсированы заказчиками. Предпосылок для скепсиса пока нет: «На входе в год мы планировали рост до 50% и, я думаю, сможем по итогам 2020 года увеличить объёмы на 30% по сравнению с 2019-м. Драйвером роста выступает сектор госкомпаний. Лучшая поддержка, которую может оказать нам государство сейчас, — это исполнить все запланированные бюджеты», — подчеркнул эксперт.

Евгений Куртуков рассказал, что на текущий финансовый год компания Axoft поставила цель вырасти на 30% и пока не меняет свой прогноз. От апреля и мая дистрибьютор ожидал просадки на уровне 15—20%, однако по факту работает в рамках финансового плана. При этом количество входящих запросов, по которым можно судить о будущем спросе, в апреле упало примерно на 15% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Тем не менее в мае этот показатель выровнялся с прошлым годом.

 

Тенденции рынка информационной безопасности в России в 2020 году

Вопросы, которые были предложены для обсуждения экспертам:

  • Какие тренды ИБ-рынка отмечают специалисты?
  • Какие изменения видны уже сейчас и чего следует ожидать в будущем?

В период кризиса возросла активность злоумышленников. Сейчас фиксируется большое количество атак на медицинские учреждения и частных пользователей (см., например, наш материал «Как киберпреступники наживаются на пандемии COVID-19 — ТОП-7 способов»). По данным «Лаборатории Касперского» число мошеннических звонков выросло на 30% и составляет почти 5% от всего объёма совершаемых вызовов.

Представители компаний, участвовавшие в беседе, отметили резкое падение спроса со стороны SMB-сектора, а также некоторое снижение региональных продаж. Количество пилотных проектов снижается, также как и конвертация их в реальные договоры.

Как отметили участники эфира, сейчас многие заказчики сосредоточены на оперативных затратах в рамках отчётного периода, а капитальные вложения в лицензии откладывают. В последнее время выросло влияние тендерных департаментов, поэтому количество запросов на предоставление специальных цен и скидок значительно увеличилось. По сути, функциональные заказчики отстранены от решения финансовых вопросов, и ситуация с пандемией лишь катализировала исключительно ценовой подход к организации закупок.

По словам Максима Филиппова, спрос со стороны SMB существенно ослаб, поскольку большинство компаний из этого сегмента сейчас не работают совсем или не функционируют в штатном режиме. В Positive Technologies наблюдают снижение темпов роста региональных продаж — возможно, ИБ-бюджеты регионов были перенесены или приостановлены. Компания фиксирует рост запросов на отсрочки и дополнительные скидки. «В каждом конкретном случае мы просим специалиста отдела продаж понять обоснованность такой просьбы и на основании этого принимаем решение», — пояснил директор по развитию бизнеса Positive Technologies в России.

«Рынок ждёт поддержки, есть целый пласт клиентов, которым совсем тяжело. Мы пытаемся поддержать SMB-сектор, предоставляя им бесплатные продукты для домашних компьютеров, оказываем бесплатную поддержку медицинским учреждениям, а также выложили в открытый доступ несколько курсов по физической и информационной безопасности», — отметил в свою очередь Михаил Прибочий. В «Лаборатории Касперского» также наблюдают большой спрос на сервисы информационной безопасности, связывая это с активизацией злоумышленников во время пандемии. Компании, пострадавшие от кибератак, проявляют большую заинтересованность в ИБ-услугах.

Константин Левин считает, что широкий рынок оказался не готов переходить на удалённую работу. Зачастую снижение продаж связано не с падением спроса, а с отсутствием у клиентов систем электронного документооборота, что не даёт возможности заключать договоры без физического контакта с заказчиком. Возможно, из-за этого сейчас формируется отложенный спрос, который будет отработан после окончания карантина. «У нас есть несколько прецедентов, когда уже отыгранные конкурсы и подписанные договоры не переходят в стадию оплаты. Реализация соглашений откладывается по разным причинам — начиная от отсутствия нужных людей на рабочих местах и заканчивая неготовностью финансовой службы», — пояснил эксперт.

Вместе с тем по мнению представителя Axoft сегмент информационной безопасности сейчас чувствует себя гораздо лучше, чем все остальные на рынке ИТ. «Мы видим это по цифрам и получаем обратную связь от заказчиков, которые откладывают инфраструктурные проекты в пользу расходов на информационную безопасность. Сейчас для владельцев бюджетов ИБ понятнее», — сказал Евгений Куртуков. Спикер также отметил, что количество пилотных проектов падает и в будущем возможно появление контрактов, где эта стадия будет пропущена. На взгляд эксперта, это окажет как положительное, так и отрицательное влияние на рынок, поскольку без «пилота» станет невозможно оценивать будущий проект с точки зрения качества, а значит, единственным критерием выбора будет цена.

 

Изменения внутри ведущих компаний рынка информационной безопасности в период пандемии

Как сейчас изменился бюджет у лидеров ИБ-рынка? От каких инициатив пришлось отказаться в связи с пандемией, а какие появились? Как изменился процесс обеспечения жизнедеятельности компаний? Об этом шла речь в третьей части дискуссии.

Представители всех компаний отметили, что сокращения бюджетов из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 не произошло, однако большинство финансовых планов находится на ручном управлении. Участники эфира подчеркнули важность психологической поддержки сотрудников в текущих условиях: руководители направлений должны держать постоянную связь с линейными менеджерами и не допускать у своих подчинённых эмоционального выгорания при работе из дома. Важно, что ни одна из компаний не планирует сокращений персонала или ухудшения условий оплаты труда для своих сотрудников.

Как отметил Михаил Прибочий, работать на «удалёнке» приходится больше, а в остальном изменений в деятельности «Лаборатории Касперского» оказалось немного. Сокращения штата сотрудников не происходит, при этом на рынке появилось большое количество квалифицированных специалистов, готовых рассматривать новые предложения о работе.

«Мы взяли бюджет под ручное управление, поскольку практически всю прибыль Positive Technologies сейчас вкладывает внутри компании, а достоверность предсказаний финансового результата по итогам года сейчас невысока», — заявил Максим Филиппов. Компания не сокращает количество сотрудников, не уменьшает фонд оплаты труда и не планирует этого делать. Естественная экономия бюджета, связанная с отсутствием командировок, снижением арендных платежей и переносом форума PHDays на следующий год, составит около 10%. Разработчик сохраняет бюджеты на развитие бизнеса, но пока переносит их на будущие периоды этого же года, надеясь на «отскок» деловой активности после окончания пандемии.

В InfoWatch также используют плавающий бюджет — в ручном режиме в нём появляются новые статьи, а часть расходов замораживается. «Спринты» с менеджерами по продажам проводятся два раза в неделю, компания активно работает с воронками продаж. Для повышения достоверности прогнозов перспективы каждого платежа и каждого заказчика регулярно обсуждаются с ответственными сотрудниками. Константин Левин отметил, что все офлайн-мероприятия переместились в онлайн, что дало некоторую экономию расходной части. При этом онлайн-мероприятия оказались как минимум не менее эффективными, чем реальные, а иногда и превосходят их. Изменения в кадровом составе InfoWatch — только эволюционные, никаких сокращений не происходит. «Сейчас необходима психологическая поддержка для сотрудников, которые устали сидеть на карантине. Это в первую очередь касается активной части персонала, которым требуется регулярное общение — маркетинг, продажи, PR», — сказал г-н Левин.

«Компания не меняла бюджет, однако следует учитывать, что в Axoft мало капитальных затрат. Расходная часть бюджета естественным образом снизилась за счёт расходов на командировки и очные мероприятия», — отметил далее Евгений Куртуков. Представитель Axoft сказал, что онлайн-события в целом показали себя весьма эффективными. Впрочем, если мероприятие в режиме офлайн при необходимости можно существенно улучшить просто путём увеличения расходов на него, то онлайн требует наличия некой идеи, «фишки», которая будет выделять организатора и его инициативу. Заметим также, что по сведениям г-на Куртукова эффективность сотрудников и партнёров после перехода на удалённую работу упала примерно на 15%.

 

Возвращение к нормальной жизни после эпидемии

В завершение беседы участники дискуссии рассказали о том, что происходит сейчас с сотрудниками их компаний, а также каким образом и когда планируется возвращать работников в офисы.

ИБ-компании, чьи представители приняли участие в беседе, не форсируют процедуры вывода сотрудников с удалённой работы. Во многом это связано с серьёзными ограничениями, которые установили власти для функционирования офисов. Их соблюдение потребует значительных затрат, однако, как отметили участники прямого эфира, при этом люди всё равно не получат те рабочие пространства, куда они хотят вернуться.

В краткосрочном периоде удалённая работа показала хорошую эффективность, однако размытие границ рабочего дня в итоге может привести к быстрому выгоранию сотрудников. Большинство руководителей планирует оставить какую-то часть персонала дома и после окончания пандемии, тем более что это совпадает с желаниями людей, особенно технических специалистов.

«Один раз в две недели HR-служба “Лаборатории Касперского” проводит опрос персонала, чтобы выяснить настроение людей на “удалёнке”. Первоначально мы фиксировали колебания настроения, однако в данный момент большинство сотрудников привыкли к новым условиям», — заявил Михаил Прибочий. По информации, собранной вендором, большинство сотрудников хотели бы вернуться в офис, но опасаются за своё здоровье. В связи с этим скорее всего возвращаться к нормальной жизни «Лаборатория Касперского» будет поэтапно, предоставляя людям возможность оставаться на удалённой работе.

Свои данные озвучил Максим Филиппов: «Наши исследования показали, что 60% сотрудников компании готовы в том или ином виде работать удалённо и после снятия карантинных ограничений. 40% работников ответили, что хотели бы работать только в офисе». По словам спикера, для того чтобы вывести на работу всех сотрудников, кто хочет это сделать, с соблюдением всех требований со стороны правительства Москвы и региональных властей, компании потребуется около 60 млн рублей до конца календарного года. Поэтому вендор принял решение начать возвращать в офис только тех сотрудников, которые не могут работать дома. Выход с «удалёнки» остальных работников планируется только после того, как ограничения будут ослаблены и можно будет обеспечить людям комфортные условия.

В компании InfoWatch режим самоизоляции действует до конца июня. Опрос сотрудников московского офиса показал, что 78% из них хотели бы 2—3 дня в неделю работать дома, а оставшееся время проводить в офисе или на встречах. «Большая часть технических специалистов компании сообщили нам, что готовы работать удалённо и после окончания пандемии. Почти все специалисты по продажам, маркетологи и PR-служба желали бы вернуться в офис — их мы аккуратно будем выводить на работу в течение июля», — отметил Константин Левин.

В Axoft планируется поэтапное возвращение людей с удалённой работы начиная с июня. В первую очередь перейдут в офис руководители и те, чья деятельность связана с автомобильными поездками, а также все прочие, кто изъявит соответствующее желание. «Опрос наших сотрудников показал, что 20% людей хотели бы работать удалённо и после окончания карантина. В Москве лишь 5% сотрудников готовы работать исключительно в офисе, в то время как в регионах таких людей в три раза больше», — подчеркнул Евгений Куртуков.

 

Выводы

Рынок информационной безопасности переживает пандемию легче других отраслей экономики. Высокотехнологичные компании адаптировались к ограничениям, вызванным коронавирусом, и оперативно перешли на удалённый режим работы. Значительного сокращения выручки и бюджетов удалось избежать, поскольку предлагаемые продукты и услуги не только остались востребованными клиентами, но и в ряде случаев приобрели решающее значение для безопасного функционирования организации в сложившихся условиях.

Однако не следует думать, что ведущие игроки рынка информационной безопасности не столкнулись с новыми вызовами из-за пандемии COVID-19. Компании повсеместно ввели ручное управление бюджетами и внимательно следят за изменением ключевых индикаторов. Одной из тенденций «нового времени» стало снижение количества и эффективности пилотных проектов. Отчасти это связано с изменением критериев процесса закупок: в условиях финансовой нестабильности всё большее значение приобретает цена решения, а другие, качественные, факторы отходят на второй план. Это затрудняет реализацию масштабных проектов, поэтому вендоры и дистрибьюторы должны быть готовы отражать ценовые атаки закупщиков.

Скорее всего, после снятия ограничений бизнес-процессы ИБ-компаний претерпят определённые изменения. Часть сотрудников не вернётся в офис, а некоторые онлайн-мероприятия не будут восстановлены в офлайн-формате. Так будет дешевле, а иногда — и эффективнее. Однако, если разработка и техподдержка без проблем останутся на «удалёнке», маркетинг и продажи уже сейчас мечтают вернуться в офис. Руководители компаний готовы постепенно восстанавливать нормальный режим работы отдельных подразделений, но отмечают, что существующие ограничения контролирующих органов существенно удорожают, а значит, и замедляют этот процесс.

В целом эпидемия коронавируса показала, что рынок информационной безопасности в России обладает достаточным запасом прочности и уровнем квалификации менеджмента, чтобы преодолевать подобные испытания с минимальными потерями.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware TelegramПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru