Самые большие киберугрозы для России и СНГ — Log4Shell, Lockbit и Conti

Самые большие киберугрозы для России и СНГ — Log4Shell, Lockbit и Conti

Самые большие киберугрозы для России и СНГ — Log4Shell, Lockbit и Conti

Специалисты «Лаборатории Касперского» проанализировали данные о кибератаках, зафиксированных в России и странах СНГ в 2023 году и I квартале 2024-го, и составили отчет об актуальных угрозах, в том числе уязвимостях.

Кроме нацеленных на шпионаж APT-групп и корыстолюбивых взломщиков (таких, как операторы программ-шифровальщиков), последние полгода в регионе наблюдается учащение атак хактивистов. Эти варвары, как правило, выбирают мишенью слабые в отношении ИБ организации и используют публично доступные инструменты.

Согласно статистике Kaspersky, в отчетный период в атаках на российские корпоративные сети в основном использовались хорошо известные уязвимости — чаще всего CVE-2021-44228 (Log4Shell), CVE-2019-0708 (BlueKeep) и CVE-2020-7247 в почтовом сервере OpenSMTPD.

 

Для атак через конечные устройства компаний злоумышленники выбирали дыры поновее и в большинстве случаев пытались через эксплойт протащить в систему и выполнить вредоносный код. В итоговый Топ-10 вошли следующие уязвимости:

Эксплойты в числе прочего использовались для внедрения в сети шифровальщиков. В минувшем квартале список наиболее агрессивных угроз этого класса возглавили Dcryptor, он же Mamba, Lockbit и Conti. Год назад лидером по частоте использования числился Phobos, теперь спустившийся на четвертую ступень.

Отчёт «Ландшафт угроз для России и СНГ» (PDF) также содержит перечень тактик, техник и процедур злоумышленников и рекомендации по снижению рисков. Аналитики надеются, что их труд по достоинству оценят сотрудники SOC, специалисты по Threat Intelligence, DFIR и Threat Hunting, эксперты ИБ, топ-менеджеры и админы доменов.

«Нашей целью при подготовке отчёта было представить полноценное исследование актуального ландшафта киберугроз, а также ещё раз показать, что правильно выстроенные процессы информационной безопасности и анализ тактик, техник и процедур атакующих остаются надёжным средством противодействия киберугрозам», — отметил Никита Назаров, соавтор отчета и руководитель отдела расширенного исследования угроз в Kaspersky.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru