Рынок систем идентификации и аутентификаци (IDM) в России

Рынок систем идентификации и аутентификаци (IDM) в России

Данный материал носит обзорный характер рынка систем идентификации и аутентификаци (IDM) в России. Целью обзора является предостоставить читателю первичное представление о рынке систем IDM в России в целом, его основных игроках, объемах и направлениях его развития.

 

 

 

 

1. История развития рынка

2. Российские реалии и основные игроки

3. Динамика и объем рынка

4. Новые тренды и прогнозы

 

 

История развития рынка

Развитие ИТ-систем и бизнес-приложений послужило толчком к появлению IDM-решений (или, в более широком смысле, IAM-решений) –- решений, призванных автоматизировать процессы управления доступом. На Западе (в Европе и США) бурное развитие данного класса решений началось ориентировочно в 2002–2003 годах. К этому времени там уже существовал более-менее очерченный рынок со своими игроками. Примерно в 2006–2007 годах западный рынок IDM-решений начал процесс консолидации, результатом которой стали крупные сделки-поглощения небольших разработчиков решений IDM крупными игроками, такими как Oracle, Sun и SAP. К 2007–2008 годам рынок практически приобрел те привычные очертания, которые мы видим сегодня на «магических квадрантах» Gartner:

 

Рисунок 1. Магический квадрант Gartner по состоянию на декабрь 2012 года

Магический квадрант Gartner по состоянию на декабрь 2012 года

 

Последние пару лет Gartner стал делать квадранты по еще более широкому классу решений – IAG (Identity and Access Governance). Суть такого расширения в том, что многие решения уже технологически развились далеко за рамки одного только процесса управления учетными записями. И возможно, еще через несколько лет мы совсем перестанем использовать аббревиатуры IDM или IAM и будем говорить IAG. Пока же мы будем оперировать более привычными и понятными терминами.

 

Российские реалии и основные игроки

Российский рынок IDM-решений отчасти повторяет западные очертания, за несколькими исключениями. Во-первых, развитие российского рынка IDM по объективным причинам отстает от западного ориентировочно на 3–4 года. Во-вторых, на российском рынке широко представлены далеко не все игроки, а только крупнейшие западные бренды: Oracle, IBM, Microsoft. Решения от таких компаний, как Novell, Quest Software и Courion, встречаются только в единичных случаях, и говорить об их широком распространении не приходится. В качестве еще одной специфической черты российского рынка необходимо отметить появление в 2012 году нового (на сегодняшний день единственного) сугубо отечественного игрока – Avanpost. Хотя это игрок относительно новый, мы все же включили в данный обзор эту линейку продуктов, подробно изучив заявленные характеристики продукта, а также несколько успешных бизнес-кейсов.

В рамках подготовки к написанию данного обзорного материала было проведено краткое исследование с опросом нескольких экспертов российского рынка IDM. Кроме того, было произведено небольшое функциональное и ценовое сравнение решений. Исследование основывалось на экспертных оценках участников рынка, а также на информации из открытых источников. 

 

Рисунок 2. Краткие результаты исследования

Краткие результаты этого исследования

 

Как видно из полученных оценок, есть два технологических лидера в данном сегменте – это Oracle (усиливший свое влияние после поглощения Sun) и IBM. Тем не менее эксперты сошлись во мнении, что и остальные решения хоть и находятся в статусе догоняющих, но показывают неплохие результаты. В целом те или иные функциональные особенности, которые реализованы в продуктах, могут приниматься как действительно существенные только в очень специфичных проектах. Базовый же функционал довольно схож. Основные отклонения появляются лишь в графах стоимости и известности, что в общем тоже вполне поддается логическому объяснению – ценовые политики у всех компаний разные, а что касается известности, то налицо фактор времени. Кто появился на рынке раньше, тот и обладает большим количеством бизнес-кейсов в России.

 

Динамика и объем рынка

Объем мирового рынка IDM-решений в 2012 году оценивается аналитиками ведущих мировых агентств (Gartner и Forrester примерно сходятся в оценках, IDC говорит о несколько меньшем объеме рынка) ориентировочно близ отметок в 10–11 млрд долл.

Большую часть этого рынка занимают США (чуть более 40%), следом идут Западная и Центральная Европа (около 30%). Специальных оценок конкретно по России, естественно, нигде в отчетах нет. Но, по мнению экспертов, участвовавших в исследовании, мы можем говорить о цифрах близ отметок в 0,5% от мирового объема, следовательно, мы можем говорить о цифрах в пределах 50–60 млн долл. в рамках 2012 года.

Объем российского рынка на фоне мирового, конечно, крайне мал, и этому есть объяснение, ведь российская специфика наблюдается и тут. Так, если в США и Европе IDM-решения применяются минимум в 80% бизнеса уровня Enterprise (т.е. 4 из 5 Enterprise-компаний применяют подобные решения), что частично продиктовано требованиями различных нормативных актов, то в России этот показатель не достигает и 20%. Более того, средний и малый бизнес в России вовсе не использует подобные решения в силу их стоимости. Ну а главной причиной таких результатов является отсутствие в России явных и жестких указаний на наличие подобных решений в рамках нормативной базы по информационной безопасности. Хотя предпосылки уже появляются, и это явно двигает рынок вверх.

Что касается динамики роста мирового рынка, в целом она оправдывала прогнозы последних лет. Так, в период с 2003 по 2007 год мировой рынок IDM-решений рос поступательно с ежегодным увеличением примерно на 8–9%. Мировой экономический кризис 2008 года внес в этот тренд сильные корректировки, но после того, как все оправились, стало наблюдаться возвращение тренда и стабилизация его на тех же уровнях (ежегодный прирост примерно на 10%).

 

 

Новые тренды и прогнозы

Как мы уже отмечали в начале данного материала, в последние пару лет наблюдается один интересный тренд – расширение самого понятия рынка IDM. Многие компанииразработчики наряду с потребителями подобных решений начинают рассматривать такие системы как неотъемлемую составляющую более широкого понятия – IAG. А это в свою очередь приводит к некоторой трансформации направления, обобщению ее с другими смежными темами из области управления доступом, такими как SSO и PKI, слиянию с тематикой риск-менеджмента и т.п.

Именно поэтому, например, Gartner рамках своих магических квадрантов начал рисовать именно квадранты по IAG – Identity and Access Governance. Еще один интересный тренд, начинающий набирать обороты, – IDM-решения для широкого рынка, включая сегмент SMB. В целом такое движение понятно и оправдано, ведь автоматизация процессов в современных реалиях является необходимой и неотъемлемой составляющей любого бизнеса в погоне за увеличением прибыльности и сокращением издержек. Да и на рынке, ограниченном только Enterprise-сегментом, бесконечный рост просто невозможен. Осознавая данный постулат, многие компаниипроизводители заговорили о реальном расширении рынка IDM и переходе его в том числе в сектор SMB.

Начали появляться и осторожные заявления о возможности работы IDM в облачной среде. Сначала западные лидеры рынка начали говорить о потенциальной возможности перехода в облака. Теперь уже звучат более прямые заявления: IDMaaS (IDM as a Service) – это не просто возможность, а скорее будущая необходимость. Впрочем, отечественные разработчики также подхватили данный тренд и активно заявляют о начале разработок в данной области. Время покажет, что из этого получится, ведь потенциально данный вид сервиса действительно может быть востребован, а вкупе с тенденцией расширения рынка на средний и мелкий бизнес это может стать действительно переломной вехой в развитии тематики IDM.

Ну и как следствие можно назвать еще одну тенденцию – в погоне за расширением рынка компании-разработчики начали сталкиваться с необходимостью серьезного изменения своих схем лицензирования и собственно стоимости. Говорить о каких-то существенных изменениях в рамках 2012 года еще рано. Мировые лидеры из числа Oracle и IBM пока не сделали каких-то видимых шагов в данном направлении. Но вот компании поменьше уже серьезно нацелились на сегмент среднего и малого бизнеса как на потенциальных покупателей, что явно отражается в их лицензионной политике. Так, например, компания Avanpost уже заявила о планах расширения российского рынка IDM в 10 раз за ближайшие 5 лет. Но вот оправдается ли эта тенденция, покажет только время.

 

Исследование: Рынок информационной безопасности Российской Федерации + Обзор рынка информационной безопасности Украины. 2013 г. Евгений Царев. Глава 4.

Авторы:
Евгений Царев
Александр Санин

 

Данная статья является авторским материалом и публикуется по принципу «как есть»,  без купюр и изменений. Редакция Anti-Malware.ru не несет ответственности за содержание статьи.

Cтатья является частью глобального исследования "Рынок информационной безопасности Российской Федерации + Обзор рынка информационной безопасности Украины. 2013 г."

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru