Рынок систем контентной фильтрации в России

Рынок систем контентной фильтрации в России

Рынок решений контентной фильтрации составляют решения, обеспечивающие безопасность входящих и исходящих интернет-соединений организаций от множества угроз, существующих в сети Интернет сегодня. Это вирусы, шпионские программы, фишинг-атаки и многие другие. Данные решения представлены в различных вариантах развертывания: программное обеспечение, программно-аппаратные комплексы, облачные сервисы, а также гибридные решения.


 

1. Игроки

2. Тенденции

3. События

4. Динамика

 

Игроки

На рынке средств контентной фильтрации представлено немало игроков, как уже зарекомендовавших себя, так и абсолютно новых. Если разделить рынок по потребителям, то решения представлены на всех уровнях, как на уровне телеком-операторов, так и на уровне домашних пользователей, которые в свою очередь также могут являться пользователями услуг телеком-оператора.

При всем при этом некоторые из компаний имеют как широко масштабируемые решения для стремительно развивающихся компаний, так и решения для домашних пользователей. Последние годы на рынке контентной фильтрации можно назвать периодом поглощений. Изначально решения контентной фильтрации в ряде компаний развивались в качестве единичных «флагманских» продуктов.

Однако такой подход значительно ограничивал как возможности развития самих продуктов, так и их присутствие на рынке. Достаточно отметить несколько компаний, подвергшихся такому поглощению: SurfControl, Secure Computing, Internet Security Systems, Aladdin, IronPort.

Отметим основных игроков на данном рынке:

  • BlueCoat
  • Websense
  • SafeNet
  • McAfee

Далее идут так называемые нишевые игроки:

  • Cisco
  • Symantec
  • TrendMicro
  • Microsoft
  • PaloAlto
  • Sophos
  • Fortinet
  • Barracuda Networks
  • Zscaler
  • PineApp

 

Рисунок 1. Распределение долей рынка России по производителям

 

 

Причем это не все игроки данного рынка, а лишь малая часть, создающая основное предложение на рынке. Такое обилие создает немалые трудности при выборе решений, как для потребителей, так и для поставщиков.

 

Тенденции

Стремление в облако. Решения по контентной фильтрации – одни из немногих на рынке средств ИБ, которые могут быть предложены в виде сервиса, а не программного обеспечения или программно-аппаратного комплекса. Такой сервис позволяет снизить TCO предприятия, однако немногие компании пока что готовы передавать средства ИБ на внешнюю поддержку.

Расширение функционала. Обилие предложений на рынке подталкивает производителей на создание уникальных предложений. Во-первых, многие уже привыкли, что контентный фильтр – это база категорий ресурсов сети Интернет и сетевых протоколов, однако сейчас это потоковый антивирус, удаление активного контента, контроль полосы пропускания, проксирование приложений, контроль утечек информации, верификация сертификатов. Во-вторых, некоторые производители стали дополнять свои решения средствами контентной фильтрации (Stonesoft, Juniper, Zyxel, WatchGuard).

Контентный фильтр для телеком-оператора. Все больше телеком-операторов дополняют свои портфели услугами по фильтрации входящего интернет-трафика. Первопричинами для данных действий являются стремление расширения портфеля услуг оператора и попытка повышения ARPU.

 

События

Рынок решений контентной фильтрации обычно небогат на события, достойные освещения в новостных колонках. Чаще всего новости ограничиваются информацией о поглощениях. Однако в 2012 году главным источником событий на рынке стало Правительство РФ. Во-первых, в рамках программы информатизации учебных заведений возникли потребности в фильтрации доставляемого интернет-контента в учебные учреждения. Во-вторых, правительство внесло изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Данный закон вводит требования к операторам по ограничению доступа к запрещенным ресурсам. Телеком-операторы не заставили себя ждать, что выразилось в явном повышении спроса на решения по контентной фильтрации операторского класса. На помощь Правительству РФ с целью обеспечения исполнения данных законодательных инициатив пришли представители российского бизнеса, мгновенно представив на рынке отечественные решения контентной фильтрации (МФИ софт, NetPolice Solutions).

 

Динамика

Рынок решений контентной фильтрации России и стран СНГ повторяет общемировые тенденции развития. Локомотивами остаются рынки России и Казахстана, на них приходится основной объем продаж решений данного класса. На мировом рынке заметны тенденции к плавному снижению темпов роста, однако к 2017 году этот рынок может достигнуть отметки в 3 млрд долл.

В 2012 году объем российского рынка решений контентной фильтрации составил примерно 1% от мирового, что составило приблизительно 500 млн руб.

 

Рисунок 2. Прогноз мирового рынка средств контентной фильтрации (The Radicati Group, Inc. )

 

 

Исследование: Рынок информационной безопасности Российской Федерации + Обзор рынка информационной безопасности Украины. 2013 г. Евгений Царев. Глава 4.

Авторы:
Евгений Царев
Сергей Трещалин

 

Данная статья является авторским материалом и публикуется по принципу «как есть»,  без купюр и изменений. Редакция Anti-Malware.ru не несет ответственности за содержание статьи.

Cтатья является частью глобального исследования "Рынок информационной безопасности Российской Федерации + Обзор рынка информационной безопасности Украины. 2013 г."

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru