Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры России доработало проект постановления, определяющего правила и методы обезличивания персональных данных, а также соответствующие требования к операторам ПДн, которые должны вступить в силу с сентября этого года.

Документ «Об установлении требований к обезличиванию персональных данных, методов и правил обезличивания персональных данных» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект постановления правительства подготовлен в рамках реализации закона об обезличенных данных (N 233-ФЗ), принятого прошлым летом. Закон предусматривает формирование наборов обезличенных ПДн и создание защищенной системы для хранения и обработки такой информации (ФГИС).

По замыслу, бизнес и госструктуры будут передавать персональные данные в ГИС в обезличенном виде по запросу Минцифры. После формирования датасетов с ними можно будет работать в пределах контура ГИС с целью решения задач государственной важности либо проблем, представляющих научный интерес.

Порядок обезличивания персональных данных, согласно проекту постановления правительства в текущей редакции:

  1. Формирование требования о предоставлении данных осуществляет Минцифры на основании материалов исследований.
  2. Материалы исследования должны содержать обоснование запроса.
  3. Материалы исследований направляются на рассмотрение в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности.
  4. Запрос на предоставление данных направляется на согласование уполномоченным по безопасности, защите прав субъектов персданных, Банку России (рассмотрение до 15 календарных дней). В особых случаях Минцифры может направить оператору запрос без согласования.
  5. Оператор при получении запроса осуществляет обезличивание с использованием специализированного софта Минцифры (бесплатного).
  6. Процедура обезличивания персональных данных должна обеспечивать возможность внесения изменений и дополнений, а также повторного обезличивания без отката к исходному виду.
  7. По завершении обезличивания оператор подписывает данные усиленной квалифицированной электронной подписью и передает в ГИС Минцифры.

Что касается методов обезличивания персональных данных, регулятор предлагает утвердить их следующим образом:

  • введение идентификаторов — замена части сведений идентификаторами с созданием таблицы соответствия исходным данным;
  • изменение состава или семантики данных, в том числе путем замены или удаления части сведений;
  • декомпозиция — разбиение массива персональных данных на части с раздельным хранением;
  • перемешивание — перестановка записей и групп записей в массиве;
  • преобразование — агрегация данных через обобщение, например, по качественным и количественным значениям (атрибутам).

Операторы персональных данных должны будут соблюдать эти правила и методы, принять меры по защите ПДн и очистке от закрытой информации, обеспечить раздельное хранение ПДн и обезличенных данных, а при загрузке их в ГИС применять алгоритмы и софт, гарантирующие сохранность и целостность.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru