Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры РФ определилось с регламентом обезличивания персональных данных

Минцифры России доработало проект постановления, определяющего правила и методы обезличивания персональных данных, а также соответствующие требования к операторам ПДн, которые должны вступить в силу с сентября этого года.

Документ «Об установлении требований к обезличиванию персональных данных, методов и правил обезличивания персональных данных» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект постановления правительства подготовлен в рамках реализации закона об обезличенных данных (N 233-ФЗ), принятого прошлым летом. Закон предусматривает формирование наборов обезличенных ПДн и создание защищенной системы для хранения и обработки такой информации (ФГИС).

По замыслу, бизнес и госструктуры будут передавать персональные данные в ГИС в обезличенном виде по запросу Минцифры. После формирования датасетов с ними можно будет работать в пределах контура ГИС с целью решения задач государственной важности либо проблем, представляющих научный интерес.

Порядок обезличивания персональных данных, согласно проекту постановления правительства в текущей редакции:

  1. Формирование требования о предоставлении данных осуществляет Минцифры на основании материалов исследований.
  2. Материалы исследования должны содержать обоснование запроса.
  3. Материалы исследований направляются на рассмотрение в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности.
  4. Запрос на предоставление данных направляется на согласование уполномоченным по безопасности, защите прав субъектов персданных, Банку России (рассмотрение до 15 календарных дней). В особых случаях Минцифры может направить оператору запрос без согласования.
  5. Оператор при получении запроса осуществляет обезличивание с использованием специализированного софта Минцифры (бесплатного).
  6. Процедура обезличивания персональных данных должна обеспечивать возможность внесения изменений и дополнений, а также повторного обезличивания без отката к исходному виду.
  7. По завершении обезличивания оператор подписывает данные усиленной квалифицированной электронной подписью и передает в ГИС Минцифры.

Что касается методов обезличивания персональных данных, регулятор предлагает утвердить их следующим образом:

  • введение идентификаторов — замена части сведений идентификаторами с созданием таблицы соответствия исходным данным;
  • изменение состава или семантики данных, в том числе путем замены или удаления части сведений;
  • декомпозиция — разбиение массива персональных данных на части с раздельным хранением;
  • перемешивание — перестановка записей и групп записей в массиве;
  • преобразование — агрегация данных через обобщение, например, по качественным и количественным значениям (атрибутам).

Операторы персональных данных должны будут соблюдать эти правила и методы, принять меры по защите ПДн и очистке от закрытой информации, обеспечить раздельное хранение ПДн и обезличенных данных, а при загрузке их в ГИС применять алгоритмы и софт, гарантирующие сохранность и целостность.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru