Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) представила проект постановления, в котором предлагается утвердить типовые перечни объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Документ уже доступен для общественного обсуждения.
По мнению экспертов, такая инициатива может заметно повысить уровень защищённости важнейших ИТ-систем в стране.
Согласно пояснениям ФСТЭК, под объектами КИИ понимаются информационные системы, сети и АСУ, задействованные в управлении значимыми процессами.
Проект касается сразу нескольких ключевых отраслей: здравоохранения, науки, транспорта, связи, финансов, промышленности и других. В нём также прописаны критерии значимости ИТ-систем и правила их категорирования. Если документ будет принят, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Что говорят эксперты
Виталий Попов, чьи слова приводит «Российская газета», директор департамента реализации инфраструктурных проектов в «Софтлайн Решения», отмечает, что это важный шаг в сторону унификации подходов к защите КИИ:
«Раньше правила были, но трактовались по-разному. Когда надзорные органы чётко формулируют требования и рекомендации — это сильно упрощает работу».
Он добавляет, что проект помогает структурировать процессы: становятся понятнее категории объектов, появляются чёткие чек-листы, по которым можно определить, попадает ли тот или иной объект под КИИ.
Особенно такие изменения важны для региональных компаний и бизнеса среднего масштаба, у которых нет ресурсов на консультантов или создание собственных команд по информационной безопасности.
С ним соглашается и Валерий Конявский, заведующий кафедрой защиты информации МФТИ и научный руководитель ОКБ САПР:
«Раньше собственники объектов часто занижали категорию значимости, и это снижало уровень реальной защиты. Новый подход от ФСТЭК — это способ навести порядок. Система оценки рисков станет прозрачнее, и управлять защитой станет проще».
Но и риски есть
Тем не менее, у инициативы есть и потенциальные минусы. В Softline отмечают, что если подход окажется слишком формализованным, система может потерять гибкость. Например, под КИИ могут по ошибке попасть второстепенные объекты, а действительно важные — остаться в стороне из-за формальных критериев.
«Важно, чтобы перечни регулярно обновлялись, соответствовали изменениям в отраслях и технологиях, а кто-то действительно следил за их актуальностью», — подчёркивает Попов.
Андрей Жданухин, руководитель группы аналитики L1 GSOC в компании «Газинформсервис», тоже считает, что стандартизация — это благо, но предупреждает: слишком жёсткая регламентация может помешать адаптировать защиту под реальные риски конкретных организаций.
«ФСТЭК делает полезное дело, но от того, насколько гибкими и актуальными окажутся перечни, будет зависеть весь результат. И бизнесу стоит активнее подключаться к обсуждению, чтобы избежать лишнего регулирования», — говорит эксперт.