Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

По итогам 2024 года количество атак с использованием технологий дипфейков, преимущественно голосовых, достигло десятков тысяч. Эксперты прогнозируют резкий рост подобных инцидентов в 2025 году, вплоть до увеличения их числа в несколько раз.

Согласно данным МТС VisionLabs, на которые ссылаются «Известия», реальное число таких атак значительно превышает официальные показатели.

«Аудио- и видеодипфейки в 2024 году стали массовым явлением, поскольку преступники усовершенствовали технологии их создания», — отметил в комментарии для «Коммерсанта» Максим Бузинов, руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар».

Как правило, злоумышленники подделывают голос руководителя компании или близкого родственника потенциальной жертвы. По оценкам экспертов, наиболее уязвимыми категориями для таких атак остаются подростки, женщины и пожилые люди.

В 2025 году количество таких случаев может значительно возрасти благодаря появлению систем, способных подделывать голос в режиме реального времени. Первые рабочие версии таких приложений начали появляться уже во второй половине 2024 года.

«Проблема в том, что даже сложные алгоритмы дипфейков теперь можно легко найти в открытом доступе», — предупреждает Татьяна Дешкина, представитель VisionLabs. «Кроме того, порог входа для их создания значительно снизился — появились приложения, позволяющие генерировать дипфейки даже людям без минимального опыта в программировании».

При этом программное обеспечение для изменения голоса доступно практически без ограничений. Уже сегодня можно сгенерировать видеозвонок в режиме реального времени. Хотя качество такого видео пока низкое, это легко списывается на плохое соединение или низкое разрешение камеры.

Тем не менее такие звонки чрезвычайно опасны, так как их можно использовать для вымогательства, оформления кредитов от имени жертвы, получения конфиденциальной информации или шантажа.

Дмитрий Соколов, руководитель службы информационной безопасности компании «МойОфис» и эксперт АРПП «Отечественный софт», подчеркивает, что такие инструменты позволяют имитировать не только голос, но и интонации, что делает дипфейк практически неотличимым от оригинала.

Помимо этого, злоумышленники активно используют методы психологического давления, повышая уровень стресса у жертвы, а также играют на неосведомленности широкой аудитории о технологиях дипфейков.

Эксперты сходятся во мнении, что основная рекомендация для пользователей — перезванивать тому, от чьего имени якобы поступил звонок. Тем временем разработчики активно работают над созданием решений для выявления дипфейков, в том числе в режиме реального времени. Такие продукты уже представили компании MTS AI, Сбер, онлайн-кинотеатр Wink и ГК «Солар».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники собирают персданные россиян под видом управляющих компаний

Мошенники собирают персональные данные россиян, выдавая себя за представителей управляющих компаний или членов совета дома. Основным каналом для таких атак стали мессенджеры. Злоумышленники представляются знакомыми лицами из домового чата и просят уточнить или подтвердить персональные данные жителей.

О новой схеме сообщили РИА Новости со ссылкой на собственные источники.

Полученная информация используется для разных видов атак — от «угона» аккаунтов в государственных сервисах до получения сведений о кредитной истории, месте работы и другой конфиденциальной информации.

Тема ЖКХ давно используется мошенниками как прикрытие. Ранее фиксировались случаи рассылки поддельных квитанций с QR-кодом для оплаты услуг. Средства по таким ссылкам переводились на счета злоумышленников, а при сканировании QR-кода устройства пользователей могли заражаться вредоносными программами.

Летом сообщалось о росте активности мошенников в домовых чатах. Их начали использовать для манипулирования жильцами в рамках конкурентной борьбы между управляющими компаниями.

К ноябрю распространилась новая техника обмана — теперь злоумышленники применяют телеграм-ботов, маскирующихся под сервисы оплаты коммунальных услуг. Через такие боты пользователям предлагают «проверить начисления» или «оплатить счёт», фактически направляя данные и деньги преступникам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru