Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительственная комиссия в ближайшее время рассмотрит пакет из десятков поправок к действующим законам и нормативным актам, направленных на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством.

Как выяснил РБК, документ содержит изменения в нескольких десятках законов и нормативных актов.

Некоторые из предложенных мер, включая обязательную регистрацию продавцов на маркетплейсах через портал Госуслуг, ранее уже обсуждались. В документе также учтены поручения президента о разработке механизмов блокировки мошеннических звонков из-за рубежа. По данным РБК, заседание комиссии, на котором рассмотрят эти инициативы, запланировано на 10 февраля.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко подтвердил разработку поправок в ответ на запрос издания:

«Мы детально проанализировали наиболее распространенные мошеннические схемы — телефонные и СМС-обманы, взломы личных кабинетов, оформление кредитов на чужие паспорта. На основе этого анализа разработан комплекс мер, направленных на защиту граждан от подобных угроз. В результате у людей появится широкий набор инструментов, которые помогут обезопасить себя от телефонного и интернет-мошенничества».

Среди предложенных мер, помимо обязательной регистрации продавцов на маркетплейсах:

  • Запрет на использование зарубежных мессенджеров для общения с гражданами, покупателями и заказчиками сотрудниками госорганов, кредитных организаций, ЦБ, операторов связи, владельцев соцсетей, агрегаторов товаров и услуг, сервисов размещения объявлений.
  • Обязательная маркировка звонков от организаций.
  • Возможность для абонентов мобильных операторов отказаться от рекламных рассылок и обзвонов.
  • Запрет на рассылку СМС-сообщений во время телефонных разговоров.
  • Предоставление правоохранительным органам доступа к данным операторов связи по запросу.
  • Запрет на ввоз и продажу терминалов спутниковых систем, работа которых запрещена или ограничена в РФ и ЕАЭС.
  • Обязательная биометрическая идентификация при получении выписок из бюро кредитных историй и дистанционном оформлении микрозаймов.
  • Возможность запретить заключение договоров с операторами связи без личного присутствия.
  • Возможность внедрения биометрической идентификации для операторов связи, банков, маркетплейсов, агрегаторов и соцсетей.

По словам представителя Минцифры, реализация этих мер запланирована на 2025–2026 годы.

«С правовой точки зрения большинство предложенных мер обоснованы и соответствуют мировым тенденциям в сфере кибербезопасности», — отметил управляющий партнер Veta Илья Жарский.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru