Российский ИТ и ИБ рынки в 2024 году замедлили рост

Российский ИТ и ИБ рынки в 2024 году замедлили рост

Российский ИТ и ИБ рынки в 2024 году замедлили рост

В текущем году российские рынки ИТ и ИБ замедлили темпы роста, который не превысит 15%. Снижение темпов связано с секвестром бюджетов и фокусировкой бизнеса на проектах, которые дают быстрый эффект.

В ходе пресс-конференции Positive Technologies, посвященной подведению итогов 2024 года, коммерческий директор компании Владимир Клявин оценил прирост российского ИТ- и ИБ-рынка максимум в 10-15%, хотя в 2023 году давались намного более оптимистичные прогнозы.

Так, напомнил Клявин, Центр стратегических разработок (ЦСР) ожидал, что в 2024 году вследствие активного импортозамещения рост ИБ-рынка составит более 30%.

Однако во многом эти ожидания не оправдались. Отечественные продукты, на которые потенциальные потребители готовы массово мигрировать, так и не появились, в итоге многие компании начали отказываться от запланированных проектов.

Не меньшую роль сыграл и секвестр расходных статей бюджетов. Как отметил Владимир Клявин, бизнес-руководство идет только на такие проекты, которые дают быстрый осязаемый эффект.

Тем не менее импортозамещение остается потенциальной точкой роста из-за того, что применение стремительно устаревающих зарубежных продуктов, у которых истек срок поддержки, становится все более рискованным. При этом рост количества атак сохраняется, и компании заинтересованы в практической кибербезопасности.

Усиление угроз приводит к тому, что традиционные средства защиты перестают справляться. Среди таких Клявин назвал системы защиты от утечек данных (DLP), которые заменяют комплексные продукты для защиты данных, в том числе неструктурированных. Другим перспективным классом он назвал системы анализа сетевого трафика (NTA) и межсетевые экраны следующего поколения (NGFW).

2025 год будет «годом NGFW», считает коммерческий директор Positive Technologies. К тому времени на рынок выйдут конкурентоспособные отечественные решения, на которые созрел отложенный спрос.

Другой потенциальной точкой роста он назвал рост спроса на решения для безопасной разработки. Клявин обратил внимание на то, что появляется спрос на встраивание безопасности в процесс создания приложений и у небольших разработчиков. 

Такие прогнозы давали и раньше. В частности, еще в сентябре 2024 года вице-президент «Ростелекома», генеральный директор ГК «Солар» Игорь Ляпунов также дал прогноз по темпам роста российского ИБ-рынка в 10-15%. Однако он связал это по большей части с влиянием высокой ключевой ставки Банка России.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru