Генпрокуратура предложила считать посты в соцсетях поводом для проверок

Генпрокуратура предложила считать посты в соцсетях поводом для проверок

Генпрокуратура предложила считать посты в соцсетях поводом для проверок

Генеральная прокуратура Российской Федерации предложила дополнить перечень поводов для проверок публикациями на веб-сайтах, в соцсетях и мессенджерах.

На Федеральном портале проектов нормативных актов Генпрокуратура РФ разместила проект поправок к действующему приказу генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

В нем в качестве поводов для проверок могут стать акты ревизии, результаты муниципального контроля, публикации в СМИ, радио- и телепередачи, но сетевые источники в явном виде не указаны.

31 октября Генпрокуратура также разместила проект приказа «Об особенностях организации и проведения прокурорских проверок в отношении хозяйствующих субъектов».

В нем сотрудникам ведомства прямо предписывается начинать проверки в случае поступления информации о фактах нарушения законов, требующих реагирования:

«Иметь в виду, что такая информация может содержаться в обращениях граждан, организаций и должностных лиц, сообщениях средств массовой информации, публикациях на интернет-ресурсах, в социальных сетях, мессенджерах и иных доступных источниках, материалах уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, актах ревизии, проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, других документах и материалах, содержащих конкретные сведения о возможных нарушениях закона».

Выход данных приказом почти совпал с датой обязательной регистрации телеграм-каналов более чем с 10 тыс. подписчиков в Роскомнадзоре. Однако в самом регуляторе ждут появления нормативных актов, которые регламентируют порядок такого оповещения.

«Дозвонился на основной номер РКН. Сказали, что "закон ещё находится в разработке" и информация на сайте РКН появится в ближайшее время», - сообщил автор телеграм-канала «Мятежник Джек».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru