Троян GoldPickaxe крадёт лица пользователей iOS и Android

Троян GoldPickaxe крадёт лица пользователей iOS и Android

Троян GoldPickaxe крадёт лица пользователей iOS и Android

Новый троян GoldPickaxe, атакующий пользователей iOS и Android, использует интересную схему социальной инженерии: жертв обманом заставляют сканировать лица и удостоверяющие документы. В последующем эти данные могут использоваться для создания дипфейков.

Активность GoldPickaxe зафиксировали специалисты компании Group-IB. Считается, что за трояном стоит китайская кибергруппа GoldFactory (она же якобы в прошлом разрабатывала вредоносы GoldDigger, GoldDiggerPlus и GoldKefu).

Исследователи опасаются, что методами GoldPickaxe в будущем могут воспользоваться операторы других зловредов.

Атаки трояна стартовали в октябре 2023 года. Эксперты считают, что это часть крупной кампании GoldFactory, запущенной в июне 2023-го (в ней также принимает участие Gold Digger).

 

Всё начинается с фишинговых или смишинговых сообщений в приложении LINE, которые обычно маскируются под уведомления от властей. Злоумышленники пытаются заставить жертву установить софт «Digital Pension», размещённый в фейковых копиях площадки Google Play Store.

 

Для пользователей iOS киберпреступники сначала адаптировали схему с помощью приложения TestFlight, которое позволяло обойти стандартные проверки безопасности. Позже Apple удалила TestFlight, а атакующие переключились на загрузку вредоносного профиля управления мобильными устройствами (MDM).

 

После установки на устройстве GoldPickaxe работает в фоновом режиме и может сканировать лицо пользователя. Помимо этого, вредонос перехватывает входящие СМС-сообщения, запрашивает удостоверяющие документы и перенаправляет сетевой трафик с помощью MicroSocks.

 

Список поддерживаемых трояном команд выглядит так:

  • Heartbeat — пингует командный сервер (C2);
  • init — отправляет C2 информацию об устройстве;
  • upload_idcard — запрашивает у жертвы фотографию удостоверяющего документа;
  • face — запрашивает видеозапись лица жертвы;
  • upgrade — отображает фейковое сообщение «устройство используется», чтобы предотвратить вмешательство в работу;
  • album — синхронизирует дату фотогалереи;
  • again_upload — повторно выгружает лицо жертвы в ведро;
  • destroy — останавливает процесс трояна.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru