Стажировки в области кибербезопасности: из чего выбирать?

Стажировки в области кибербезопасности: из чего выбирать?

Стажировки в области кибербезопасности: из чего выбирать?

Как показали результаты недавнего эфира AM Live, посвященного вопросам развития системы профобразования в России в области кибербезопасности, компании достаточно неохотно берут в свой штат выпускников вузов по профильным специальностям.

Они отдают предпочтение специалистам, уже успевшим наработать необходимые навыки и получить практический опыт. Была названа также приблизительная оценка требуемого «опыта» – 2-3 года практического стажа в области ИБ.

Очевидно, что подобное отношение работодателей не может рассматриваться как нормальное в отношении выпускников вузов. Им приходится меньше уделять внимания обучению и уже на третьем-четвертом курсах оформляться на подработку, например, в качестве стажеров на первую линию SOC. Это – хорошая практика, но она мешает полноценному обучению. В результате темпы развития рынка снижаются.

В то же время позицию бизнеса также можно понять: большинство компаний, имеющих участки ИБ, не готовы поручать молодым специалистам, только что закончившим вузы, ответственные участки работ, связанные с кибербезопасностью. Там осознают, что молодые специалисты не могут нести полной ответственности за качество своей работы, не имея навыков и опыта.

Получается заколдованный круг. Как же рынок справляется с подобной ситуацией?

Объемы выпуска и потребность в ИБ-специалистах в России

 

Очевидно, что проблема должна решаться через организацию стажировок молодых специалистов. Эта практика действительно принята в вузах, но и там есть свои трудности.

Как рассказал во время эфира Дмитрий Правиков, завкафедрой комплексной безопасности (КБ) критически важных объектов (КВО), РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, вузовские стажировки сопряжены с соблюдением дополнительных требований. Первое из них – проведение стажировок – должно проходить по правилам, формируемым Министерством образования. Они не всегда отвечают реальным запросам компаний и студентов. Во-вторых, от компаний, где проходят практику студенты, требуют подписания определенных документов, которые ограничивают их возможности.

Болезненность вопроса состоит прежде всего в том, что наиболее развитые компании с практикой ИБ относятся к числу коммерческих. Бизнес-цели не позволяют им решать задачи полноценно, поскольку требуют отвлечения ключевых специалистов от основной деятельности, а также финансовых затрат.

В результате формируется альтернативный рынок обучения и стажировок. Уже появились компании, которые готовы предлагать собственный курс обучения для молодых специалистов, в котором студенты могут участвовать по собственной инициативе.

Один из таких примеров – компания Positive Technologies. Как стало известно, 11 сентября этого года там стартует первый этап новой стажировки PTSTART, рассчитанной для молодых специалистов, которые хотят развиваться в области кибербезопасности.

Обучение будет проходить в формате онлайн-лекций и лабораторных практикумов. Запланировано 84 часа практики. Те, кто выполнит все задания первого этапа, пройдут на второй этап стажировки PTSTART Intensive. Намечены интенсивы по следующим направлениям:

  • Подразделение PT Expert Security Center (PT ESC) – техника обнаружения, проведения расследований и реагирований на сложные инциденты;
  • Подразделение Cyberanalytics – Экспертиза по исследовательским проектам в области ИБ;
  • Подразделение Standoff – практика организации учений на киберполигоне для белых хакеров и ИБ-специалистов;
  • Департамент инжиниринга – обучение по продуктам компании и их продвижению;
  • Департамент бизнес-консалтинга – практика продвижения ИБ-решений.

В программе обучения запланирован также третий этап – оплачиваемая стажировка PTSTART Internship.

В определенной мере стажировки PT становятся значимой альтернативой еще и для третьего типа существующих в России стажировок – курсов ФСТЭК. Правила их проведения согласованы с Минобразования и нацелены на подготовку специалистов, которые будут работать с объектами КИИ.

Но как было отмечено в ходе эфира AM Live, получение свидетельства о прохождении курсов ФСТЭК отражает закрытие потребностей для конкретных работодателей. В общем случае, прохождение курсов ФСТЭК не является гарантией выхода молодых специалистов на рынок ИБ.

Какие же курсы и стажировки все-таки нужны молодым специалистам?

Как отметил Евгений Акимов, директор национального киберполигона, «РТК-Солар», «рекрутер не сам придумывает фильтры, по которым отбирает соискателей. Ему сообщает их внутренний заказчик».

Участники эфира AM Live

 

Несколько лет назад маркерами качества подготовки ИБ-специалистов выступали сертификаты (например, CISSP, CISA, CSP). Они отражали, что человек разбирается в теме на определенном уровне, служили определенным знаком качества его подготовки. Наличие таких сертификатов было важно для работодателей, поскольку для некоторых проектов требовалось указывать наличие специалистов в компании-подрядчике, обладающих соответствующими сертификатами.

Пока в России отсутствует система сертификации по ИБ, единственным достоверным критерием качества подготовки может служить не только стаж работы в области ИБ, но и участие в стажировках и курсах подготовки, отметили эксперты AM Live.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru