У трети россиян на всё один пароль

У трети россиян на всё один пароль

У трети россиян на всё один пароль

Почти 40% россиян “привязали” ко всем своим учетным записям один и тот же пароль. По крайней мере, такие данные приводятся в свежем исследовании VK и GeekBrains. При этом почти 70% опрошенных пользуются двухфакторной аутентификацией.

Для защиты всех своих “учеток” треть респондентов выбрала один пароль, говорится в совместном исследовании VK и образовательной платформы GeekBrains. Аналитики опросили 3,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет.

Более того, обычно этот самый пароль состоит из памятных дат и имен — в этом признались 36% опрошенных россиян. Хотя большинство респондентов (84%) и знают о том, что использование одних и тех же паролей для разных аккаунтов может быть опасно. 

Двумя-тремя паролями для своих “учеток” обходятся 42% опрошенных. Разные пароли сложно запомнить, оправдывается треть респондентов. А 20% отмечает, что им трудно потом разобраться, какой именно пароль требуется нужному аккаунту.

Еще статистики: 

  • 78% опрошенных записывают свои пароли, чтобы не забыть.
  • 31% ― делает это в заметках на телефоне или компьютере, 19% ― заносит в блокнот или на стикеры, 14% ― отправляют себе в мессенджеры или на почту.
  • 28% россиян всегда пользуются функцией сохранения паролей в браузере и на телефоне.
  • Почти 40% россиян знают, что такое генераторы надежных паролей, но не пользуются ими. А 18% респондентов не имеют о них никакого представления.

При этом среди опрошенных распространена практика двухфакторной аутентификации, отмечается в исследовании. Ею пользуются почти 70% опрошенных.

“VK объединяет крупнейшие коммуникационные площадки в стране, совокупная аудитория которых составляет свыше 90% пользователей рунета, поэтому на нас лежит колоссальная ответственность за сохранность данных клиентов”, — комментирует результаты исследования директор департамента защиты клиентов ИБ VK Рустэм Газизов.

Ни одно техническое решение не сможет полностью обезопасить от взлома, если пользователь не придерживается базовых правил, напоминает эксперт. В помощь юзерам VK выпустили видеоролики об основах кибергигиены, отметили в пресс-службе компании.

Добавим, на минувшей неделе отмечался Всемирный день пароля. На Anti-Malware.ru по этому поводу вышел материал Всемирный день пароля: когда им придет конец и как дать отпор брутфорсу. По свежим данным, пароль из семи символов взломщики подберут за секунду, из девяти прописных букв — за три. Чтобы расшифровать пароль из восьми букв, строчных и прописных, злоумышленникам требуется 28 секунд. Пароль из девяти знаков — цифр, строчных и прописных букв, подбирается за два часа. А на пароль из 10 знаков, в котором есть символы, уйдет 2 недели.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Google закрыл дыру, позволявшую подбирать номер по имени аккаунта

Исследователь под ником BruteCat обнаружил, что перебором можно было узнать номер телефона, привязанный к аккаунту Google, если знать имя пользователя и часть номера. Уязвимость оказалась в старой версии формы восстановления имени пользователя, которая работала без JavaScript — и, как выяснилось, без современной защиты.

Как всё работало

Форма позволяла отправить запросы с именем пользователя и номером телефона — и в ответ возвращала ответ, существует ли такой аккаунт. Всё это делалось с помощью двух POST-запросов. Формально защита была, но:

  • Ограничение по числу запросов обошли с помощью IPv6-ротации — через /64-подсети можно было генерировать триллионы уникальных IP-адресов.
  • CAPTCHA блокировали не всех — её удалось обойти, подставляя валидный BotGuard-токен от JS-версии формы.

Что использовал исследователь

BruteCat создал утилиту gpb, которая:

  • Перебирала номера по шаблонам, учитывающим формат номеров в конкретной стране;
  • Работала с библиотекой libphonenumber от Google;
  • Автоматически получала BotGuard-токены через headless Chrome;
  • Отправляла до 40 000 запросов в секунду.

Например, на подбор американского номера уходило около 20 минут, на британский — 4 минуты, на нидерландский — всего 15 секунд.

 

Как добывались недостающие цифры

Чтобы сузить круг поиска, исследователь получал часть номера из:

  1. Формы восстановления аккаунта Google — она показывает две цифры;
  2. Сторонних сервисов, например PayPal, где в процессе сброса пароля можно увидеть больше цифр (например, +14•••••1779).

А имейл-адрес пользователя, который Google больше не показывает напрямую, BruteCat доставал через Looker Studio: создаётся документ, передаётся на владение жертве — и её имя появляется в панели управления.

Чем это опасно

Если злоумышленник узнает привязанный номер телефона:

  • Он может начать вишинг (мошеннические звонки с целью выманить данные);
  • Провести СИМ-свопинг и получить контроль над номером;
  • Использовать номер для сброса паролей и доступа к другим сервисам.

Реакция Google

  • BruteCat сообщил об уязвимости 14 апреля 2025 года через программу вознаграждений Google.
  • Сначала баг не восприняли всерьёз.
  • 22 мая Google изменила оценку на «среднюю» степень риска и выпустила частичные патчи, выплатив исследователю $5 000.
  • 6 июня Google окончательно закрыла уязвимую JS-disabled форму.

Использовали ли уязвимость злоумышленники до её закрытия — неизвестно.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru