В половине случаев телефонные мошенники представляются следователями

В половине случаев телефонные мошенники представляются следователями

В половине случаев телефонные мошенники представляются следователями

Самым популярным статусом телефонного мошенника остается представитель полиции. Итоги кибергода подвели в Сбербанке. Из новых трендов — аферисты чаще не воруют деньги со счетов, а пытаются “повесить” на жертву кредит.

Половина мошеннических звонков гражданам совершается якобы от имени "сотрудника полиции". Свежие цифры озвучил управляющий директор, начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский. Примерно четверть звонков приходится на "службу безопасности", 12% - "техническую поддержку".

"С точки зрения сценариев обмана сегодня — это, конечно же, звонок от имени сотрудника полиции. Уверен, что многие из вас получали звонки от "следователей", которые пытались под предлогом возбужденного уголовного дела вовлечь вас в карусель совершения мошеннических операций", — рассказал Велигодский.

На мошеннические звонки от мнимого представителя государства приходится 4%, на предварительно записанные голосовые сообщения (IVR) - 2%, на другие сценарии — 5%.

К антифрод-платформе Сбербанка подключена "большая четверка" операторов связи (МТС, "Билайн", "Мегафон", Tele2), они предоставляют банку информацию о мошеннических звонках клиентам.

“За 2022 год мы получили 5 млрд рисковых событий о попытке совершения мошеннических звонков нашим клиентам, в среднем — порядка 6 млн событий в сутки”, — уточнил Велигодский.

По его словам, если раньше мошенники похищали средства со счетов клиентов, то сейчас чаще фиксируются случаи кражи кредитных средств. На них приходится 25% хищений в рамках телефонного мошенничества в целом по стране.

Общая сумма кредитов, которую россияне пытались оформить под воздействием мошенников за 2022 год, составила 200 млрд рублей.

Добавим, в середине февраля заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что масштабы телефонного мошенничества в России создают угрозу для эффективной работы ее банковской системы. В стране насчитывается не менее 580 тысяч активно действующих дропов.

В игровых Telegram-чатах нашли 12 схем скама, нацеленного на подростков

Специалисты F6 проанализировали мошеннические схемы, которые расставлены в популярных чатах и телеграм-каналах про компьютерные игры — тех самых, где ежедневно сидят десятки и сотни тысяч подростков. Аналитики нашли сразу 12 видов скама, нацеленного на кражу денег, угон аккаунтов и вовлечение детей в сомнительные — а порой и откровенно преступные — действия.

Специалисты департамента Digital Risk Protection изучали комментарии под постами в игровых каналах и обнаружили целую мошенническую экосистему.

Злоумышленники расставляют приманки с помощью ботов: фейковые профили обещают баснословные доходы, присылают ссылки на инвестсхемы, онлайн-казино, «задания за деньги», «горячие видео» или выгодные предложения по покупке игровой валюты и скинов.

Подростки — идеальная аудитория для таких атак: они постоянно в Сети, доверчивы и легко реагируют на эмоциональные триггеры вроде подарков, бонусов и обещаний «быстрого заработка».

 

12 схем: восемь — про деньги, две — про угон аккаунтов, две — про криминал. F6 выделила три главных направления атак:

  • скам для выманивания денег;
  • фишинг и угон аккаунтов в играх и мессенджерах;
  • вовлечение подростков в незаконные операции, например продажу банковских карт.

 

Среди самых опасных:

  • инвестскам с ботами под видом «красивых девушек»;
  • рискованные «задания за деньги», которые заканчиваются тем, что подросток отправляет мошенникам крупные суммы;
  • «медовые ловушки» с контентом 18+, где преступники используют шантаж;
  • продажа игровой валюты и аккаунтов со 100% шансом остаться ни с деньгами, ни с товаром;
  • угон Telegram- и игровых аккаунтов через поддельные «подарки» и «стримерские конкурсы»;
  • скупка банковских и «Пушкинских» карт, где преступники пытаются вовлечь подростков в финансовые правонарушения.

 

Злоумышленники активно пользуются ботами и ИИ, чтобы массово распространять приманки. При этом администраторы чатов стараются противодействовать: применяют собственные инструменты фильтрации, блокировки и мониторинга.

«Мошенники могут появиться в любом тематическом канале — неважно, сколько там подписчиков. Бороться с ними сложно, и в этой гонке ИИ зачастую работает на тёмную сторону. Но инструменты защиты тоже развиваются», — отмечает аналитик CERT F6 Анастасия Князева.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru