ИБ-эксперты и бизнес критикуют создание единого оператора наружной рекламы

ИБ-эксперты и бизнес критикуют создание единого оператора наружной рекламы

ИБ-эксперты и бизнес критикуют создание единого оператора наружной рекламы

Поправки в законопроект “О рекламе” предусматривают создание единого оператора цифровой наружной рекламы. Он сможет размещать конструкции по всей стране, не согласовывая действия с местными властями. Инициаторы прикрываются темой ИБ, хотя эксперты видят тут больше уязвимостей, чем пользы.

В качестве одной из главных причин необходимости принятия законопроекта “О рекламе” авторы инициативы используют тезис по обеспечению информационной безопасности. При этом законотворцы не приводят ни одного реального примера взлома цифровых рекламных конструкций или публикации запрещенных сведений через объявления.

"Если рассматривать такой подход только с точки зрения безопасности, то объедение всего под одним "крылом" проблему не решает и сильно ничем не поможет, так как интерес к единой системе просто возрастет многократно, а сил на её защиту будет положено не меньше”, — комментирует новость для Anti-Malware.ru независимый эксперт по информационный безопасности Константин Родин.

Естественная "сегментация" требует более ответственного отношения каждого из операторов к безопасности, но в целом, по отсутствию громких историй, выглядит так, что они пока с этим справляются, продолжает эксперт.

“Намного важнее посмотреть на то, какой сейчас общий подход к обеспечению ИБ в этой сфере, и если уж проблема стоит действительно так остро, то необходимы как минимум общие рекомендации и список мер по защите таких объектов, а не попытка найти одного ответственного. Это выглядит более простым и эффективным решением", — резюмирует Родин.

Поправки в законопроект “О рекламе” были приняты Госдумой в первом чтении 15 июля. Документ будет регулировать 4,5 тыс. рекламных поверхностей в стране. Автором поправок стал депутат-единоросс Артем Кирьянов, представляющий Новгородскую область.

Согласно законопроекту, единый оператор сможет размещать рекламные конструкции по всей стране, не согласовывая действия с муниципальными властями, и заключать договоры на размещение рекламы на 30 лет без торгов. Другие участники рынка будут вынуждены покупать у него площадки. В пояснительной записке к документу указывается, что законопроект разработан “в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов государства”.

Сейчас законопроект находится в стадии внесения поправок, на которую предусмотрели 30 дней. Накануне его уже раскритиковала ФАС, отметив, что принятие закона в таком виде ухудшит положение всех участников рынка цифровой рекламы. Сегодня “Ъ” пишет, что против создания единого оператора наружной рекламы выступили и предприниматели в Татарстане. Такой вариант грозит “крахом рынка наружной рекламы” в Татарстане и потерями для бюджета республики в размере около 300 млн руб.

Базу IMEI будут использовать для обеления серых устройств

С 2027 года в России планируют ввести платную регистрацию смартфонов и других устройств с поддержкой мобильной связи. Размер сбора будет зависеть от стоимости гаджета. А уже с 2028 года незарегистрированные устройства могут лишиться возможности работать в сетях российских операторов.

О подготовке такого механизма сообщили «Коммерсанту» в Минцифры. Инициатива направлена на «обеление» рынка мобильных устройств, объём которого, по оценкам ведомства, достигает 1 трлн рублей.

«Сейчас прорабатывается несколько моделей регистрации устройств в базе. В том числе обсуждается взимание небольшой фиксированной платы для официально ввезённых устройств, а для ввезенных “всерую” — сбора в виде определённого процента от стоимости», — сообщили в пресс-службе Минцифры в ответ на запрос издания.

Порядок регистрации и конкретные тарифы пока находятся в стадии обсуждения. В министерстве ожидают, что нормативная база будет утверждена в 2027 году, а с 2028-го доступ к сетям получат только устройства, внесённые в реестр.

«Конкретный IMEI будет указываться в договоре с абонентом. Для пользователя это означает, что вставить сим-карту в устройство, IMEI которого не прописан в договоре, будет невозможно», — пояснил один из источников издания.

Средства, собранные за регистрацию устройств, по данным источников «Коммерсанта», либо направят в федеральный бюджет, либо в резерв универсального обслуживания. Из него, в частности, финансируется строительство базовых станций в малых населённых пунктах.

Объём «серого» рынка мобильных устройств в России оценивается почти в 1 трлн рублей. При этом повышение НДС, по мнению собеседников издания, может дополнительно простимулировать рост неофициального импорта.

«Среди устройств стоимостью выше 100 тыс. рублей как минимум половина завозится по карго-схемам и через трансграничную электронную коммерцию. Это не менее 200 млрд рублей. Разница в цене делает долю серого импорта крайне высокой», — отмечают в Inventive Retail Group. Аналогичных оценок придерживаются и в МТС.

«Незарегистрированные устройства просто перестанут работать в сетях операторов, что лишает смысла контрабандный ввоз. При этом привязка устройств к абонентам расширяет возможности идентификации пользователей. Но если база IMEI окажется недоступной, это может парализовать мобильную связь — система станет единой точкой отказа», — считает партнёр практики «Цифровая трансформация» Strategy Partners Сергей Кудряшов.

Единую базу IMEI в России планируют запустить уже в 2026 году. О её создании объявили 17 декабря на заседании Общественного совета при Минцифры.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru