Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Специалисты ВТБ выявили новую схему телефонного мошенничества. Аферисты звонят от имени оператора сотовой связи и заставляют абонента изменить настройки сим-карты, установив переадресацию СМС и звонков на их номер. В итоге злоумышленник получает доступ к личному кабинету клиента банка и возможность украсть деньги со счета.

Чтобы заставить потенциальную жертву выполнить требуемое действие, ей сообщают о взломе личного кабинета — разумеется, мнимом. Переадресация, выполняемая через набор USSD-команды, якобы нужна, чтобы предотвратить распространение личных данных. Впоследствии мошенник может перезвонить и сообщить об устранении проблемы, но к этому времени неблаговидная цель будет достигнута.

«Злоумышленники постоянно адаптируют сценарии своих атак, используя методы социальной инженерии и фишинга, — комментирует Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, возглавляющий департамент цифрового бизнеса. — Мы рекомендуем клиентам устанавливать на свои смартфоны определители номера, которые позволят отличить настоящий звонок от мошеннического или не отвечать на звонки от незнакомых номеров. А главное — проявлять бдительность и при малейшем сомнении прекратить разговор, который кажется вам подозрительным».

В этом году ВТБ фиксирует рост активности телефонных мошенников. В мае банк получил от клиентов более 640 тыс. жалоб по этому поводу — на 70% больше, чем в апреле. С начала года злоумышленники совершили 770 тыс. попыток хищения денежных средств; благодаря обращениям пострадавших банку удалось совокупно спасти около 12 млрд рублей.

ВТБ считает, что клиенты российских банков нуждаются в дополнительной защите, и призывает ужесточить нормативные ограничения и контроль звонков с виртуальных подменных номеров. Для эффективной борьбы с телефонным мошенничеством также необходимо обеспечить возможность идентификации конечного владельца номера, чтобы в случае злонамеренного использования его можно было призвать к ответу.

Интересно, что в начале месяца ИБ-специалисты предупреждали о возможности перехвата WhatsApp-аккаунта с помощью переадресации звонков. Используя этот метод, мошенник может также получить доступ к личным сообщениям и спискам контактов.

WhatsApp обвинил власти России в попытке лишить пользователей приватности

WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) публично раскритиковал действия российских властей, заявив, что ограничения работы мессенджера фактически лишают более 100 млн россиян права на приватное общение — причём накануне праздничного сезона.

Заявление компании передаёт Reuters. Оно прозвучало после очередного предупреждения Роскомнадзора: регулятор вновь дал понять, что WhatsApp может быть полностью заблокирован, если сервис не приведёт свою работу в соответствие с российским законодательством.

В Роскомнадзоре утверждают, что мессенджер систематически нарушает закон:

«WhatsApp используется для организации террористических актов, вербовки их исполнителей, мошенничества и других преступлений», — сообщили в ведомстве.

Регулятор подтвердил, что уже принимает меры по поэтапному ограничению сервиса. Во вторник пользователи по всей стране начали массово жаловаться на перебои в работе WhatsApp — замедление и недоступность функций зафиксировали и сервисы мониторинга.

В компании с такой позицией категорически не согласны. Представитель WhatsApp заявил, что речь идёт не просто о технических ограничениях, а о фундаментальном праве на конфиденциальную связь:

«Ограничивая доступ к WhatsApp, российское правительство пытается лишить более 100 миллионов человек возможности использовать конфиденциальное сквозное шифрование», — отметили в компании.

В WhatsApp подчеркнули, что мессенджер давно стал частью повседневной жизни россиян — от родительских чатов и рабочих групп до общения с родственниками и соседями в разных регионах страны. По мнению компании, вытеснение пользователей в менее защищённые и «государственные» приложения может привести лишь к снижению уровня безопасности.

Ограничения против WhatsApp — часть более широкой политики. Ещё в августе Россия начала ограничивать отдельные звонки в WhatsApp и Telegram, обвиняя иностранные платформы в отказе сотрудничать с правоохранительными органами по делам о мошенничестве и терроризме.

Параллельно власти активно продвигают государственный мессенджер MAX, который объединяет коммуникации с доступом к различным госуслугам. Критики считают, что приложение может использоваться для слежки за пользователями, однако власти эти обвинения отвергают и заявляют, что MAX создаётся «для упрощения и улучшения повседневной жизни граждан».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru