Заказчики просят DLP-системы, но в самом сегменте конкуренция падает

Заказчики просят DLP-системы, но в самом сегменте конкуренция падает

Заказчики просят DLP-системы, но в самом сегменте конкуренция падает

Интерес к системам для борьбы с утечками вырос на четверть. Запрос связан с последними скандальными “сливами”, разговорами о высоких штрафах и “нестабильном” человеческом факторе. При этом разработчиков на рынке стало меньше.

Новейшие угрозы и борьбу с инсайдерами на этой неделе обсуждали на ежегодном московском форуме DLP+. Участники-вендоры говорили о росте спроса ИИ-систем для защиты от утечек на 25%-30%.

DLP (от англ. Data Loss Prevention — предотвращение потери данных или Data Leakage Prevention) — это ПО и “железо”, создающее защищенный цифровой «периметр» вокруг организации. Система анализирует исходящую — а если нужно и входящую — информацию на цифровых и физических носителях.

Интерес к DLP не свалился с неба. Сыграли — рост кибератак, громкие утечки и внимание к ним в прессе, а также планы Минцифры штрафовать бизнес на проценты от оборота.

Отдельная причина — возросший человеческий фактор. Сотрудники сознательно допускают утечку или сами передают данные третьей стороне. В последнее время мотивацией к таким действиям становятся не деньги, а личная позиция.

“Это особенно актуально в период, в том числе, политических изменений, когда человеческий фактор становится одним из серьезнейших векторов модели угроз, — объясняет РБК представитель InfoWatch Алексей Лоза. — Человеком движут те или иные убеждения, которые противоречат интересам организации, это может иметь тяжелые последствия".

На базе искусственного интеллекта строится динамическая модель поведения каждого сотрудника. Отслеживается его виртуальная жизнь в рабочем пространстве: посещение сайтов, переписка по почте и в мессенджерах. Система “запоминает”, какой файл сотрудник отправил на печать, а какой сохранил в облако или на флешку.

О росте спроса на пилотирование DLP-систем говорит и директор Центра продуктов Dozor компании «РТК-Солар» Галина Рябова. По её словам, интерес заметен также со стороны зарубежных консалтинговых компаний, производителей продуктов питания, российских промышленников.

Эксперты инфобеза тоже видят спрос на DPL-системы, но при этом подмечают и структурные изменения рынка. Гендиректор Anti-Malware.ru вёл на форуме дискуссию “Аутсорсинг DPL”. Илья Шабанов видит на российском рынке DPL тенденцию, схожую со сценарием антивирусного сегмента:

“Казалось бы, с уходом зарубежных поставщиков (их доля правда была совсем небольшой) у наших “православных“ и сертифицированных должно открыться новое дыхание, — говорит Илья. — Активность и уровень конкуренции должен был подскочить. А что мы видим?”

Эксперт отмечает скорее обратную тенденцию, наметившуюся еще до февраля 2022 года: рынок консолидируется, уровень конкуренции падает.

“Встроенные в зарубежные ПАКи DLP ушли с рынка. Falcongaze не видно, DeviceLock затаился где-то внутри Акрониса. В итоге остались четыре вендора: “Инфовотч“, “Ростелеком-Солар“, Zecurion и “Серчинформ”.

Илья Шабанов вспоминает относительно новую альтернативу DLP — lite-StaffCop и “Стахановец“.

“Но все же, — добавляет глава Anti-Malware.ru, — это скорее альтернатива, а не прямые конкуренты списку выше".

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России предложили штрафовать за поиск экстремистских материалов и VPN

Ко второму чтению законопроекта №755710-8 предложены поправки, вводящие штрафы за умышленный поиск и получение доступа к «заведомо экстремистским материалам», а также за рекламу VPN-сервисов и других технических средств, позволяющих обходить блокировки.

Поправки внесены в законопроект о внесении изменений в КоАП, изначально касавшийся исключительно регулирования транспортно-экспедиционной деятельности. Документ был принят в первом чтении 20 января 2025 года.

Как сообщает «Интерфакс», предлагается дополнить КоАП РФ новой статьёй 13.53, устанавливающей ответственность за умышленный поиск в интернете «заведомо экстремистских материалов», включённых в соответствующий список, а также за получение доступа к ним, в том числе с использованием VPN. За это предусмотрен штраф для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Реклама технических средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен, повлечёт административную ответственность: штраф для граждан составит от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей.

Неисполнение владельцем VPN-сервиса требований по взаимодействию с Роскомнадзором или отказ от подключения к государственной информационной системе учёта ресурсов повлечёт аналогичные штрафы: для граждан — от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей. При повторных нарушениях размер штрафов увеличится в 2–4 раза.

Как отметил юрист Станислав Селезнёв в комментарии для Forbes, ранее в российском законодательстве отсутствовала ответственность за потребление контента. Сведения о поисковых запросах и доступе к сайтам правоохранительные органы могут получать у владельцев поисковых систем и операторов связи — если пользователь не шифрует трафик.

По словам источника Forbes, доказать факт такого правонарушения затруднительно без изъятия устройства.

«К тексту очень много вопросов и замечаний. Можно лишь пожелать, чтобы для думских инициатив были предусмотрены процедуры, аналогичные тем, что применяются к правительственным законопроектам — это могло бы значительно повысить качество депутатских инициатив», — отметил собеседник Forbes из отрасли.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru