Банк России хочет открыть полиции доступ к кибербазе ФинЦЕРТ

Банк России хочет открыть полиции доступ к кибербазе ФинЦЕРТ

Банк России хочет открыть полиции доступ к кибербазе ФинЦЕРТ

Банк России предлагает изменить федеральный закон и предоставить силовикам доступ к своей базе центра мониторинга и реагирования на кибератаки (ФинЦЕРТ). Инициатива уже проходит стадию межведомственного согласования.

“Сейчас у банков на рассмотрение обращений правоохранительных органов уходит длительный период времени”, — уточнил “Известиям” директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров. По его словам, это мешает быстро раскрыть преступление.

“Поэтому для более эффективного противодействия мошенничеству с банковскими картами мы предложили изменить закон (поправки в Федеральный закон No 161-ФЗ «О национальной платежной системе»), чтобы правоохранительные органы могли подключиться к автоматизированной системе ФинЦЕРТ.” — заключает Уваров.

ФинЦЕРТ — специальное структурное подразделение Банка России (от CERT — computer emergency response team, группа реагирования на компьютерные инциденты). В её базе содержатся данные банков, провайдеров, операторов связи, системных интеграторов, разработчиков антивирусов и других компаний из сферы ИБ. Сейчас в обмене участвует 800 организаций, в том числе все российские банки. ФинЦЕРТ получает информацию об операции клиента без его согласия сразу, как только клиент обратился в банк, и кредитная организация признала это.

Необходимость изменить закон в ЦБ объясняют ростом мошеннических операций. Всё еще работает социальная инженерия: когда преступники звонят жертве, представляясь сотрудниками банков. С начала года заблокировали уже 90 тыс. мошеннических номеров. При этом хакеры теперь используют повестку санкций и предлагают “клиентам” помочь с переводом валюты и открытием карт, работающих за рубежом.

ЦБ предлагает бороться с преступниками двухдневным “периодом охлаждения”. Перевод будет приостановлен, если данные о клиентах-дропперах (счетах, куда выводятся украденные деньги) фигурируют в базе Банка России. В эти два дня пострадавший может перевести украденное на любой другой счет или снять наличные, предъявив паспорт в отделении банка.

Источники «Ъ» также подтверждают информацию о резком скачке незаконных операций, в том числе с использованием системы быстрых платежей (СБП). За март их количество выросло в несколько раз. В интернете процветают фишинговые сайты интернет-магазинов, чьи QR-коды быстрых платежей тоже ведут на дропп-счета.

Интересно отметить статистику, которую Банк России представил в прошлом месяце: российские кредитные организации вернули гражданам лишь 6,8% денег, украденных мошенниками в 2021 году.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В части российских компаний обнаружили переизбыток ИБ-решений

Согласно опросу, проведённому Контур.Эгида и Staffcop, в 29% российских компаний до 30% бюджета на информационную безопасность расходуется впустую. В исследовании приняли участие около 1200 специалистов, среди которых руководители ИТ- и ИБ-подразделений, топ-менеджеры и владельцы бизнеса.

Авторы опроса отмечают, что значительная часть организаций сталкивается с переизбытком ИБ-решений.

Помимо неэффективного расходования средств, такое перенасыщение приводит к целому ряду проблем: замедлению реакции на инциденты, повышенной нагрузке на инфраструктуру и конфликтам между системами.

Более половины респондентов (54%) признали, что реорганизация ИБ-ландшафта чаще всего происходит только после серьёзного инцидента, например кибератаки. Ещё 39% назвали причиной для пересмотра подходов штрафы от регуляторов.

Среди проблем, возникающих из-за избыточного числа ИБ-систем, участники опроса указали:

  • снижение скорости реакции систем — 40%;
  • потерю важной информации среди многочисленных уведомлений — 35%;
  • вынужденное переключение между разными интерфейсами — 30%;
  • повышение нагрузки на ИТ-инфраструктуру — 29%;
  • дублирование информации об инцидентах — 25%;
  • необходимость ручной обработки данных — 21%;
  • конфликты между системами — 18%.

Почти треть участников признала, что 21–30% их ИБ-бюджета расходуется неэффективно. Треть компаний планирует сократить количество применяемых систем и оптимизировать затраты. При этом основными препятствиями для сокращения числа решений респонденты назвали их влияние на большое количество бизнес-процессов (35%), длительные контракты с поставщиками (24%) и нехватку специалистов (19%).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru