Банковский троян Chaes взламывает Google Chrome вредоносными расширениями

Банковский троян Chaes взламывает Google Chrome вредоносными расширениями

Банковский троян Chaes взламывает Google Chrome вредоносными расширениями

Крупная кампания, в которой участвуют более 800 взломанных WordPress-сайтов, распространяет банковский троян, ворующий учётные данные клиентов кредитных организаций. Вредонос получил имя Chaes, о его атаках рассказали специалисты антивирусной компании Avast.

По словам исследователей, операторы трояна распространяют его с конца 2021 года. Взламывая сотни веб-ресурсов, злоумышленники добавляют на них вредоносные скрипты, приводящие к загрузке Chaes на устройства посетителей.

В этой кампании используется уже избитый приём — просьба установить приложение Java Runtime, которое на деле является фейком. К сожалению, многие пользователя, видимо, до сих пор клюют на такие уловки, иначе объяснить заражение невозможно.

 

На компьютер потенциальной жертвы загружается MSI-установщик, который содержит три JavaScript-файла: install.js, sched.js и sucesso.js. Эти «три брата» подготавливают среду Python для дальнейшей компрометации.

Скрипт с именем sched.js создаёт задачу в «Планировщике заданий» и объект автозапуска, таким образом обеспечивая вредоносу плотное закрепление в системе. Файл sucesso.js, как можно понять из его имени, отвечает за передачу командному серверу (C2) информации об успешной установке или о сбое.

А вот скрипт install.js гораздо интереснее своих собратьев, поскольку он может выполнять следующие действия:

  • Проверять интернет-соединение (используя google.com).
  • Создавать директорию %APPDATA%\\\\extensions.
  • Загружать защищённые паролями архивы python32.rar, python64.rar и unrar.exe в упомянутую выше директорию.
  • Записывать путь этой папки в HKEY_CURRENT_USER\\Software\\Python\\Config\\Path.
  • Собирать информацию о системе.
  • Выполнять команду unrar.exe с аргументами для распаковки python32.rar и python64.rar.
  • Подключаться к командному серверу и загружать оттуда зашифрованные пейлоады.

 

Заключительным этапом вредонос устанавливает вредоносные Chrome-расширения. В отчёте Avast перечислены эти аддоны:

  • Online – снимает цифровой отпечаток жертвы и создаёт ключ реестра.
  • Mtps4 – подключается к C2-серверу и ждёт входящих PascalScript. Также может снимать скриншоты и отображать их во весь экран, чтобы скрыть вредоносную активность.
  • Chrolog – крадёт пароли из Google Chrome.
  • Chronodx – представляет собой загрузчик и банковский JS-троян. Работает незаметно и ждёт запуска Chrome.
  • Chremows – крадёт учётные данные от торговых онлайн-площадок.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru