9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

Безрадостную статистику привели исследователи из Tinkoff Data: девять из десяти граждан России сталкивались с мошенническими звонками. Более того, число таких звонков за четыре месяца 2021 года выросло на целых 170% в сравнении с прошлым годом, говорится в том же исследовании.

Наиболее активно злоумышленники проявили себя в январе. Пик нежелательных звонков эксперты объясняют излюбленной тактикой мошенников: использовать праздничную расслабленность россиян и временную потерю бдительности.

Тем не менее многие граждане, видимо, всё же научились «раскусывать» преступников и уже значительно реже ведутся на подобные уловки. Этим можно объяснить сокращение доли успешных звонков с 22,5% до 13%.

Представители Tinkoff Data подчеркнули, что в 80% случаев злоумышленники прибегают к социальной инженерии, а также пытаются заманить пользователя быстрым доходом или высокими процентами от «брокеров» или «криптовалютчиков».

Удивительно, что только 14% россиян (по данным Tinkoff Data) сообщают о поступившем мошенническом звонке в банк. Приблизительно 50% опрошенных граждан просто вешают трубку, не вступая в бессмысленный диалог.

Эксперт GIS, заместитель генерального директора — технический директор компании «Газинформсервис», Николай Нашивочников предупреждает об участившихся случаях применения социальной инженерии и рассказывает, как не попасться в ловушку кибермошенников:

«Киберпреступники всё чаще используют методы социальной инженерии, чтобы завладеть средствами россиян. В то же время банки и экспертное сообщество ведут просветительскую деятельность. Процент успешных звонков мошенников сокращается — значит, мы на правильном пути».

Также Николай напомнил об основных правилах информационной безопасности:

  • никому нельзя сообщать полученные по СМС кодовые слова и одноразовые пароли;
  • не сообщайте посторонним данные банковской карты, кем бы они не представились. На пластиковой карте всегда напечатан телефон контактного центра, по которому вы можете позвонить и уточнить информацию, связанную с картой;
  • если вы активно покупаете в интернете, например, на сайтах объявлений – не переводите предоплату за предлагаемый по привлекательной цене товар. Лучше рассчитаться с продавцом после получения товара/услуги;
  • не следует безоговорочно доверять письмам, даже от якобы госучреждений. Они могут быть направленны мошенниками и заражены вирусами, которые позволят заполучить ваши персональные данные. По факту получения такого письма следует позвонить по официальным телефонам учреждения и уточнить информацию;
  • если поступила просьба в социальных сетях – «кинуть» денег на телефон или просто дать взаймы, то убедитесь, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба.

Напомним, что «Лаборатория Касперского» также собрала статистику мошеннических звонков. Пользователи Kaspersky Who Calls рассказали, что преступники часто звонят от лица правоохранителей.

В игровых Telegram-чатах нашли 12 схем скама, нацеленного на подростков

Специалисты F6 проанализировали мошеннические схемы, которые расставлены в популярных чатах и телеграм-каналах про компьютерные игры — тех самых, где ежедневно сидят десятки и сотни тысяч подростков. Аналитики нашли сразу 12 видов скама, нацеленного на кражу денег, угон аккаунтов и вовлечение детей в сомнительные — а порой и откровенно преступные — действия.

Специалисты департамента Digital Risk Protection изучали комментарии под постами в игровых каналах и обнаружили целую мошенническую экосистему.

Злоумышленники расставляют приманки с помощью ботов: фейковые профили обещают баснословные доходы, присылают ссылки на инвестсхемы, онлайн-казино, «задания за деньги», «горячие видео» или выгодные предложения по покупке игровой валюты и скинов.

Подростки — идеальная аудитория для таких атак: они постоянно в Сети, доверчивы и легко реагируют на эмоциональные триггеры вроде подарков, бонусов и обещаний «быстрого заработка».

 

12 схем: восемь — про деньги, две — про угон аккаунтов, две — про криминал. F6 выделила три главных направления атак:

  • скам для выманивания денег;
  • фишинг и угон аккаунтов в играх и мессенджерах;
  • вовлечение подростков в незаконные операции, например продажу банковских карт.

 

Среди самых опасных:

  • инвестскам с ботами под видом «красивых девушек»;
  • рискованные «задания за деньги», которые заканчиваются тем, что подросток отправляет мошенникам крупные суммы;
  • «медовые ловушки» с контентом 18+, где преступники используют шантаж;
  • продажа игровой валюты и аккаунтов со 100% шансом остаться ни с деньгами, ни с товаром;
  • угон Telegram- и игровых аккаунтов через поддельные «подарки» и «стримерские конкурсы»;
  • скупка банковских и «Пушкинских» карт, где преступники пытаются вовлечь подростков в финансовые правонарушения.

 

Злоумышленники активно пользуются ботами и ИИ, чтобы массово распространять приманки. При этом администраторы чатов стараются противодействовать: применяют собственные инструменты фильтрации, блокировки и мониторинга.

«Мошенники могут появиться в любом тематическом канале — неважно, сколько там подписчиков. Бороться с ними сложно, и в этой гонке ИИ зачастую работает на тёмную сторону. Но инструменты защиты тоже развиваются», — отмечает аналитик CERT F6 Анастасия Князева.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru