9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

Безрадостную статистику привели исследователи из Tinkoff Data: девять из десяти граждан России сталкивались с мошенническими звонками. Более того, число таких звонков за четыре месяца 2021 года выросло на целых 170% в сравнении с прошлым годом, говорится в том же исследовании.

Наиболее активно злоумышленники проявили себя в январе. Пик нежелательных звонков эксперты объясняют излюбленной тактикой мошенников: использовать праздничную расслабленность россиян и временную потерю бдительности.

Тем не менее многие граждане, видимо, всё же научились «раскусывать» преступников и уже значительно реже ведутся на подобные уловки. Этим можно объяснить сокращение доли успешных звонков с 22,5% до 13%.

Представители Tinkoff Data подчеркнули, что в 80% случаев злоумышленники прибегают к социальной инженерии, а также пытаются заманить пользователя быстрым доходом или высокими процентами от «брокеров» или «криптовалютчиков».

Удивительно, что только 14% россиян (по данным Tinkoff Data) сообщают о поступившем мошенническом звонке в банк. Приблизительно 50% опрошенных граждан просто вешают трубку, не вступая в бессмысленный диалог.

Эксперт GIS, заместитель генерального директора — технический директор компании «Газинформсервис», Николай Нашивочников предупреждает об участившихся случаях применения социальной инженерии и рассказывает, как не попасться в ловушку кибермошенников:

«Киберпреступники всё чаще используют методы социальной инженерии, чтобы завладеть средствами россиян. В то же время банки и экспертное сообщество ведут просветительскую деятельность. Процент успешных звонков мошенников сокращается — значит, мы на правильном пути».

Также Николай напомнил об основных правилах информационной безопасности:

  • никому нельзя сообщать полученные по СМС кодовые слова и одноразовые пароли;
  • не сообщайте посторонним данные банковской карты, кем бы они не представились. На пластиковой карте всегда напечатан телефон контактного центра, по которому вы можете позвонить и уточнить информацию, связанную с картой;
  • если вы активно покупаете в интернете, например, на сайтах объявлений – не переводите предоплату за предлагаемый по привлекательной цене товар. Лучше рассчитаться с продавцом после получения товара/услуги;
  • не следует безоговорочно доверять письмам, даже от якобы госучреждений. Они могут быть направленны мошенниками и заражены вирусами, которые позволят заполучить ваши персональные данные. По факту получения такого письма следует позвонить по официальным телефонам учреждения и уточнить информацию;
  • если поступила просьба в социальных сетях – «кинуть» денег на телефон или просто дать взаймы, то убедитесь, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба.

Напомним, что «Лаборатория Касперского» также собрала статистику мошеннических звонков. Пользователи Kaspersky Who Calls рассказали, что преступники часто звонят от лица правоохранителей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Сайты будут штрафовать за аутентификацию через зарубежные сервисы

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает штрафы для владельцев сайтов за использование зарубежных сервисов аутентификации пользователей. Для граждан предлагается установить штраф в размере 10–20 тыс. рублей, для организаций — до 700 тыс. рублей.

Документ появился в системе обеспечения законодательной деятельности. Законопроект вводит ответственность за нарушение установленного порядка аутентификации на российских интернет-ресурсах.

Согласно действующей редакции закона «Об информации», аутентификация пользователей на сайтах должна осуществляться одним из следующих способов:

  • через номер мобильного телефона;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • через единую биометрическую систему;
  • с помощью сервиса аутентификации, владельцем которого является гражданин России без иного гражданства.

За нарушение этих требований предусмотрены штрафы: для физических лиц — 10–20 тыс. рублей, для должностных лиц — 30–50 тыс. рублей, для юридических — 500–700 тыс. рублей. При повторном нарушении штрафы удваиваются. Для реализации инициативы предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за нарушение правил использования рекомендательных технологий. В частности, речь идёт о случаях, когда такие технологии нарушают права российских граждан и организаций, используются без уведомления пользователей, либо если на сайте отсутствуют правила их применения. Также предлагается штрафовать владельцев сайтов за отсутствие контактной информации для обратной связи.

«Обычных пользователей интернета это не коснется — только тех владельцев сайтов и приложений, которые уже два года игнорируют закон. Инициатива направлена на дальнейшее уменьшение зависимости Рунета от решений из недружественных стран», — прокомментировал инициативу один из её авторов, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru