9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

Безрадостную статистику привели исследователи из Tinkoff Data: девять из десяти граждан России сталкивались с мошенническими звонками. Более того, число таких звонков за четыре месяца 2021 года выросло на целых 170% в сравнении с прошлым годом, говорится в том же исследовании.

Наиболее активно злоумышленники проявили себя в январе. Пик нежелательных звонков эксперты объясняют излюбленной тактикой мошенников: использовать праздничную расслабленность россиян и временную потерю бдительности.

Тем не менее многие граждане, видимо, всё же научились «раскусывать» преступников и уже значительно реже ведутся на подобные уловки. Этим можно объяснить сокращение доли успешных звонков с 22,5% до 13%.

Представители Tinkoff Data подчеркнули, что в 80% случаев злоумышленники прибегают к социальной инженерии, а также пытаются заманить пользователя быстрым доходом или высокими процентами от «брокеров» или «криптовалютчиков».

Удивительно, что только 14% россиян (по данным Tinkoff Data) сообщают о поступившем мошенническом звонке в банк. Приблизительно 50% опрошенных граждан просто вешают трубку, не вступая в бессмысленный диалог.

Эксперт GIS, заместитель генерального директора — технический директор компании «Газинформсервис», Николай Нашивочников предупреждает об участившихся случаях применения социальной инженерии и рассказывает, как не попасться в ловушку кибермошенников:

«Киберпреступники всё чаще используют методы социальной инженерии, чтобы завладеть средствами россиян. В то же время банки и экспертное сообщество ведут просветительскую деятельность. Процент успешных звонков мошенников сокращается — значит, мы на правильном пути».

Также Николай напомнил об основных правилах информационной безопасности:

  • никому нельзя сообщать полученные по СМС кодовые слова и одноразовые пароли;
  • не сообщайте посторонним данные банковской карты, кем бы они не представились. На пластиковой карте всегда напечатан телефон контактного центра, по которому вы можете позвонить и уточнить информацию, связанную с картой;
  • если вы активно покупаете в интернете, например, на сайтах объявлений – не переводите предоплату за предлагаемый по привлекательной цене товар. Лучше рассчитаться с продавцом после получения товара/услуги;
  • не следует безоговорочно доверять письмам, даже от якобы госучреждений. Они могут быть направленны мошенниками и заражены вирусами, которые позволят заполучить ваши персональные данные. По факту получения такого письма следует позвонить по официальным телефонам учреждения и уточнить информацию;
  • если поступила просьба в социальных сетях – «кинуть» денег на телефон или просто дать взаймы, то убедитесь, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба.

Напомним, что «Лаборатория Касперского» также собрала статистику мошеннических звонков. Пользователи Kaspersky Who Calls рассказали, что преступники часто звонят от лица правоохранителей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

74% малых компаний готовы усиливать киберзащиту только по требованию закона

Большинство российских компаний малого и среднего бизнеса пока не спешат инвестировать в информационную безопасность — готовы усиливать защиту в основном по требованию регуляторов. Об этом говорится во второй части исследования, проведённого ИТ-компанией «Киберпротект» совместно с платформой «Работа.ру».

Один из главных выводов: 74% компаний укрепят защиту только в случае новых требований законодательства. То есть инициативы в этом вопросе от бизнеса ждать пока не стоит.

При этом более половины опрошенных (53%) всё же планируют увеличить траты на ИБ в 2025 году, но лишь 14% — существенно. Ещё 20% не собираются ничего менять, а 18% пока не приняли решение.

На сегодня средний бюджет МСП на кибербезопасность — от 100 до 500 тысяч рублей в год. Более 5 млн рублей тратит лишь 4% компаний. За последний год у большинства (69%) расходы не изменились или выросли незначительно, а у каждой четвёртой компании (23%) — даже сократились.

Почему так происходит? Основная причина — нехватка бюджета (об этом сказали 54% участников). Также мешают сложности с выбором подходящих решений (15%) и дефицит специалистов в команде (7%).

Киберугрозы как стимул — только для некоторых

Если говорить о том, что может заставить бизнес изменить подход к ИБ, то, помимо давления со стороны государства, это:

  • требования клиентов или партнёров — 51%;
  • инциденты и негативный опыт — 25%.

При этом лишь 16% компаний стали бы срочно усиливать защиту, узнав о киберрисках. Остальные считают, что текущих мер им достаточно — особенно те, кто ещё не сталкивался с реальными атаками. Хотя, по результатам исследования, каждая третья компания МСП уже пострадала от киберинцидентов за последний год.

Комментарий эксперта

Исполнительный директор «Киберпротект» Елена Бочерова считает, что МСП — один из самых уязвимых сегментов, и часто бизнес начинает думать о защите только «после того, как случилось». По её мнению, ситуацию можно изменить только при поддержке государства и крупных игроков рынка — через обучение, стандарты и доступ к экспертизе. Без этого построить устойчивую цифровую инфраструктуру на уровне всей страны будет сложно.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru