9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками (данные Tinkoff)

Безрадостную статистику привели исследователи из Tinkoff Data: девять из десяти граждан России сталкивались с мошенническими звонками. Более того, число таких звонков за четыре месяца 2021 года выросло на целых 170% в сравнении с прошлым годом, говорится в том же исследовании.

Наиболее активно злоумышленники проявили себя в январе. Пик нежелательных звонков эксперты объясняют излюбленной тактикой мошенников: использовать праздничную расслабленность россиян и временную потерю бдительности.

Тем не менее многие граждане, видимо, всё же научились «раскусывать» преступников и уже значительно реже ведутся на подобные уловки. Этим можно объяснить сокращение доли успешных звонков с 22,5% до 13%.

Представители Tinkoff Data подчеркнули, что в 80% случаев злоумышленники прибегают к социальной инженерии, а также пытаются заманить пользователя быстрым доходом или высокими процентами от «брокеров» или «криптовалютчиков».

Удивительно, что только 14% россиян (по данным Tinkoff Data) сообщают о поступившем мошенническом звонке в банк. Приблизительно 50% опрошенных граждан просто вешают трубку, не вступая в бессмысленный диалог.

Эксперт GIS, заместитель генерального директора — технический директор компании «Газинформсервис», Николай Нашивочников предупреждает об участившихся случаях применения социальной инженерии и рассказывает, как не попасться в ловушку кибермошенников:

«Киберпреступники всё чаще используют методы социальной инженерии, чтобы завладеть средствами россиян. В то же время банки и экспертное сообщество ведут просветительскую деятельность. Процент успешных звонков мошенников сокращается — значит, мы на правильном пути».

Также Николай напомнил об основных правилах информационной безопасности:

  • никому нельзя сообщать полученные по СМС кодовые слова и одноразовые пароли;
  • не сообщайте посторонним данные банковской карты, кем бы они не представились. На пластиковой карте всегда напечатан телефон контактного центра, по которому вы можете позвонить и уточнить информацию, связанную с картой;
  • если вы активно покупаете в интернете, например, на сайтах объявлений – не переводите предоплату за предлагаемый по привлекательной цене товар. Лучше рассчитаться с продавцом после получения товара/услуги;
  • не следует безоговорочно доверять письмам, даже от якобы госучреждений. Они могут быть направленны мошенниками и заражены вирусами, которые позволят заполучить ваши персональные данные. По факту получения такого письма следует позвонить по официальным телефонам учреждения и уточнить информацию;
  • если поступила просьба в социальных сетях – «кинуть» денег на телефон или просто дать взаймы, то убедитесь, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба.

Напомним, что «Лаборатория Касперского» также собрала статистику мошеннических звонков. Пользователи Kaspersky Who Calls рассказали, что преступники часто звонят от лица правоохранителей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Троян Shuyal Stealer ворует данные из 19 браузеров и исчезает без следа

В ИБ-компании Point Wild проанализировали образец Windows-стилера Shuyal, объявившегося в июле, и обнаружили внушительный список целевых браузеров — 19 наименований, в том числе Яндекс Браузер и Tor.

Свое имя написанный на C++ зловред (детектится на VirusTotal с результатом 48/72 по состоянию на 8 октября) получил по найденному в экзешнике идентификатору. От собратьев новобранец отличается не только большим количеством целей, но также умением заметать следы.

После запуска Shuyal Stealer прежде всего выполняет глубокое профилирование зараженной системы с помощью WMI: собирает данные жестких дисков (модель, серийный номер), подключенной клавиатуры (включая ID), информацию о настройках монитора, чтобы выстроить стратегию кражи данных сообразно конкретным условиям.

Троян также прибивает Диспетчер задач, способный выдать запуск вредоносных процессов, и прописывается в системе на автозапуск.

Кража данных осуществляется с помощью скриптов PowerShell. При этом зловреда интересует следующая информация:

  • сохраненные в браузере учетки, куки и история посещения сайтов;
  • содержимое буфера обмена;
  • токены аутентификации из Discord, Discord Canary и Discord PTB.

Инфостилер также умеет делать скриншоты, чтобы добавить контекст к украденным данным.

Вся добыча вместе с журналом вредоносной активности (history.txt) помещается в директорию runtime, специально создаваемую в папке временных файлов. Для эксфильтрации ее содержимое архивируется (runtime.zip) и затем отсылается в телеграм-бот, который Shuyal находит по вшитому ID.

Завершив кражу и вывод данных, Shuyal пытается стереть все следы своего присутствия в системе с помощью скрипта util.bat.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru