В Ubuntu устранили баги, позволяющие повысить привилегии до root

В Ubuntu устранили баги, позволяющие повысить привилегии до root

В Ubuntu устранили баги, позволяющие повысить привилегии до root

Разработчики десктопной Ubuntu выпустили обновления с новым пакетом gdm3, устраняющим опасную уязвимость в оконном менеджере GNOME. В связке с одним из двух багов службы AccountsService, тоже пропатченными, она позволяет выполнить любой код в системе с правами root. Эксплуатация новых уязвимостей возможна лишь при наличии физического доступа к устройству и действующего аккаунта.

Программа GNOME реализует функции управления окнами на экране компьютера и в числе прочего отвечает за вывод экрана входа в систему. Согласно бюллетеню, причиной появления уязвимости CVE-2020-16125 в GDM является неправильный запуск программы начальной настройки (gnome-initial-setup) в том случае, когда демон службы AccountsService недоступен через DBus.

Оконный менеджер может инициировать старт начальной настройки, если не обнаружит в системе ни одной учетной записи. Данные о наличии таковых он запрашивает, обращаясь к accounts-daemon. Если этот процесс не отвечает, GDM сочтет, что учетные записи отсутствуют, и запустит утилиту gnome-initial-setup, через которую можно зарегистрировать новый аккаунт с привилегиями суперпользователя.

Уязвимость устранена в GNOME 3.28.3, 3.36.2 и 3.38.2. Соответствующие обновления уже доступны для Ubuntu версий 20.10, 20.04 и 18.04.

Как оказалось, проблемой CVE-2020-16125 можно воспользоваться, принудительно завершив процесс accounts-daemon. В этом демоне, работающем с правами root, обнаружены два бага, позволяющие это сделать без особого труда.

 

Уязвимость CVE-2020-16126 возникла из-за неправильного сброса привилегий (атрибута ruid) при обработке некоторых вызовов DBus; ошибка CVE-2020-16127 проявляется при обработке пользовательских файлов .pam_environment. Эксплуатация в обоих случаях позволяет вызвать сбой или зависание accounts-daemon, приводящие к отказу в обслуживании (DoS).

Названные проблемы затрагивают Ubuntu 20.10, 20.04, 18.04, 16.04 и 14.04 (наличие CVE-2020-16127 подтверждено только в Ubuntu 20.04 LTS и Ubuntu 20.10) и уже устранены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru