ОКБ САПР выпустила средство контроля паспортного режима для ПО

ОКБ САПР выпустила средство контроля паспортного режима для ПО

ОКБ САПР выпустила средство контроля паспортного режима для ПО

Одним из главных достижений разработчиков ОС Windows является простота установки и обновления программ в этой ОС. Это является большой проблемой для крупных и территориально распределенных систем, так как контролировать, что установлено на рабочих местах сотрудников становится практически невозможно.

Эта проблема влечет за собой целый комплекс возможных неприятных последствий:

  • Нерациональное использование рабочего времени (сотрудники играют в онлайн-игры или решают свои, не связанные со служебными, задачи)
  • Угрозы безопасности и промышленный шпионаж (устанавливаться инициативными пользователями могут потенциально опасные или заведомо вредоносные программы)
  • Нарушение работоспособности системы и/или непрерывности бизнес-процессов (вирусные заражения или рассинхронизация версий функционального программного обеспечения, которая может приводить (и часто приводит) к потере совместимости – невозможности совместной обработки файлов и баз данных, подлежащих совместной обработке, и тому подобное).

Контролировать состав ПО на рабочих местах исключительно на уровне инструкций – малоэффективно, если выполнение этих инструкций будет проверяться редко или не проверяться вообще.

Контролировать состав ПО встроенными средствами Windows можно (если считать эти средства доверенными), однако это, не исключая полностью перечисленных выше, вызывает новые проблемы – администраторы системы или сбиваются с ног, выполняя требования пользователей по обновлению или установке ПО (и все равно не могут избежать рассинхронизации версий) или выдают административные права всем желающим.

Для систематической (а также и внезапной, вне расписания) проверки состава ПО на рабочих местах предназначен программный продукт «Паспорт ПО», с помощью которого для каждого рабочего места создается и периодически проверяется «паспорт», в котором отражен перечень установленного ПО и его характеристики.

В общем виде порядок работы с «Паспорт ПО» следующий.

Однократно проводятся процедуры подготовки системы:

  1. автоматически (или вручную, при необходимости) формируется список ПКО с разбивкой по подразделениям. В качестве ПКО могут выступать автоматизированные рабочие места и серверы под управлением ОС Windows;
  2. формируется общая база ПО, которое в принципе может быть допущено к установке и использованию в организации;
  3. формируется общая база шаблонов – типовых конфигураций рабочих мест разных типов (это важно, если в основном рабочие места унифицированы по функциональности);
  4. шаблоны назначаются рабочим местам – будущим подконтрольным объектам (ПКО);
  5. формируются «паспорта» ПО на ПКО.

Далее идет собственно работа системы:

  1. проведение сканирования (по регламенту или по запросу) и обработка его результатов.

Полученный в результате сканирования новый «паспорт» сверяется «Паспортом ПО» с ранее утвержденным и различия (если они выявлены) визуализируются.

Управляющий персонал может принять решение по каждому рабочему месту – принять изменения и зафиксировать новый «паспорт» в качестве утвержденного для этого рабочего места или эскалировать дальнейший разбор ситуации и принятие мер.

Такой порядок позволяет достаточно точно (регламент сверок настраивается) понимать, когда произошло изменение, кто утвердил предыдущее состояние, и еще массу важных для последующего анализа параметров (пример «паспорта» см. на рис. 1 и 2).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Крупные ИТ-компании обяжут помогать профильным вузам

Крупные ИТ-компании с 1 июня 2026 года могут обязать заключать соглашения с профильными вузами о финансовой поддержке и иных формах содействия в подготовке кадров. Это станет новым обязательным условием аккредитации, которая обеспечивает компаниям ряд льгот: от налоговых послаблений до поддержки сотрудников, включая льготную ипотеку и отсрочку от призыва.

Как сообщают «Ведомости», инициативу озвучил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Сергей Кучушев на форуме «Цифровые решения».

Ранее о необходимости подобного механизма говорил первый вице-премьер Дмитрий Григоренко. Он предлагал направлять на поддержку образования 5% средств, которые компании экономят благодаря мерам государственной поддержки, в первую очередь — нулевой ставке НДС.

Министр цифрового развития Максут Шадаев сообщал о подготовке подобного требования ещё в августе 2024 года. А в феврале 2025 года Минцифры дополнило перечень условий для аккредитованных ИТ-компаний пунктом об участии в разработке образовательных программ для вузов и колледжей, включая учебные курсы и стажировки.

Как отметили «Ведомостям» представители таких вузов, как ИТМО, МИФИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана, сотрудничество с ИТ-компаниями уже сейчас активно развивается именно в этих форматах. Специалисты из отрасли проводят занятия, а компании финансируют оснащение лабораторий оборудованием и программным обеспечением.

По словам Сергея Кучушева, требование будет закреплено в правительственном постановлении, которое сейчас находится в разработке. Для подтверждения аккредитации ИТ-компании должны будут предоставлять соглашения с вузами и ссузами. Подробный порядок взаимодействия утвердят не позднее чем через три месяца после выхода документа.

В пресс-службе Минцифры уточнили, что нововведение коснётся только крупных аккредитованных ИТ-компаний с выручкой более 1 млрд рублей в год и численностью сотрудников не менее 100 человек.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru