Баг в коде трояна Emotet помог создать вакцину от вредоноса

Баг в коде трояна Emotet помог создать вакцину от вредоноса

Баг в коде трояна Emotet помог создать вакцину от вредоноса

На протяжении долгого времени исследователи наблюдали за атаками сложной вредоносной программы Emotet. В итоге экспертам посчастливилось выявить баг, позволивший создать «вакцину» от этого зловреда.

Несмотря на профессиональный подход к созданию Emotet, «под капотом» это всего лишь код, имеющий свои слабые стороны.

Один из таких изъянов в этом году обнаружил исследователь вредоносных программ Джеймс Куин, работающий в компании Binary Defense.

Наблюдая каждый день за обновлениями Emotet (авторы стараются регулярно совершенствовать своё детище), Куин обратил внимание на изменение в коде одного из новых образцов вредоноса.

Маленький нюанс, за который зацепился глаз исследователя, затрагивал механизм Emotet, помогающий трояну функционировать даже после неоднократных перезагрузок компьютера.

В частности, Куин отметил создание ключа в системном реестре Windows, где вредонос сохранял ключ шифрования XOR.

 

Позже стало понятно, что этот ключ использовался не только для укрепления в системе, но также принимал участие во многих проверках кода Emotet (включая предшествующие заражению процедуры).

Благодаря обнаруженной особенности специалист смог написать небольшой PowerShell-скрипт, использующий ключ реестра для выведения Emotet из строя.

Скрипт получил имя EmoCrash, его задача — сканировать компьютер пользователя и генерировать специальный ключ реестра, который не даст Emotet спокойно работать. Причём разработка Куина отлично работает как с «чистыми» устройствами, так и с уже заражёнными трояном компьютерами.

Разработка новосибирских ученых снизит галлюцинации ИИ

В Новосибирском государственном университете разработали библиотеку, которая повышает точность и надёжность ответов нейросетей и помогает снизить количество «выдуманных» или заведомо недостоверных ответов — так называемых ИИ-галлюцинаций. Решение получило название RAGU (Retrieval-Augmented Graph Utility) и основано на использовании графов знаний, отражающих связи между различными элементами информации.

Такие графы помогают нейросетям лучше понимать контекст запросов и выявлять неочевидные зависимости. В рамках проекта они были интегрированы с большими языковыми моделями, что позволило повысить качество генерации ответов.

«Саму концепцию придумали не мы. Архитектура GraphRAG была предложена в статье Microsoft, опубликованной около года назад. Идея оказалась удачной, но мы увидели ряд недостатков — в частности, очень долгий процесс построения графа знаний и недетерминированный результат. Наш подход позволил ускорить работу и повысить её надёжность», — рассказал научный сотрудник лаборатории прикладных цифровых технологий Международного научно-образовательного математического центра НГУ Иван Бондаренко.

В отличие от оригинального подхода Microsoft, новосибирские исследователи применили многошаговый метод формирования графа знаний. Это позволило существенно ускорить процесс и снизить требования к вычислительным ресурсам. Если в исходной реализации использовалось порядка 32 млрд параметров, то в RAGU их число удалось сократить почти на два порядка — не только без потери качества, но и с его заметным улучшением.

Помимо специалистов НГУ, в проекте участвовали представители других российских вузов, включая МГУ, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Университет науки и технологий МИСИС, Дальневосточный федеральный университет и Университет ИТМО.

Проект RAGU стал победителем в номинации «Инновации в области искусственного интеллекта» конкурса «Код без границ». Всего в конкурсе приняли участие более 200 проектов.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru