Уязвимость в Microsoft Edge позволяла украсть локальные файлы жертвы

Уязвимость в Microsoft Edge позволяла украсть локальные файлы жертвы

Уязвимость в Microsoft Edge позволяла украсть локальные файлы жертвы

Microsoft устранила в браузере Edge уязвимость, которую могли использовать злоумышленники для кражи локальных файлов с компьютера пользователя. Учитывая, что для успешной эксплуатации должна быть задействована социальная инженерия, этот недостаток не рассматривается как критичный.

Баг был обнаружен исследователем безопасности из компании Netsparker Зияханом Альбенисом. Как утверждает специалист, брешь завязана на концепции «Правило ограничения домена» (Same-Origin Policy, SOP).

В Edge SOP помогает предотвратить загрузку вредоносного кода, которую киберпреступник может инициировать по ссылке, которая не соответствует домену (субдомену), порту и протоколу.

Эксперт объясняет, что SOP в Edge отрабатывает как следует, за исключением одного случая — когда пользователя заставляют загрузить вредоносный HTML-файл на компьютер, а потом открыть его.

Если пользователь откроет этот файл, вредоносный код загрузится через URL-схему file://. Поскольку это локальный файл, у него не будет значение домена и порта. Таким образом, этот вредоносный файл может содержать код, который собирает и крадет любые данные из локальных файлов, доступных через file://.

Как известно, доступ к любому файлу ОС можно получить через URL-схему file:// в браузере, следовательно, у злоумышленника открывается большой простор для кражи персональной информации.

Альбенис провел тесты, в ходе которых ему удалось украсть данные с локальных компьютеров и отправить их на удаленный сервер. Он записал специальное видео, доказывающее наличие проблемы, которое можно посмотреть ниже.

Несмотря на то, что атакующему надо знать, где лежат файлы с персональной информацией, в большинстве случаев файлы конфигурации приложений хранятся по всем известным путям. Кроме того, о нахождении некоторых файлов можно просто догадаться.

Специалист считает, что подобная техника может сыграть на руку злоумышленникам, которые совершают целевые кибератаки на организации.

Альбенис предупреждает пользователей об опасности открытия HTML-файлов, которые были получены в электронных письмах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru