Азия и Ближний Восток стали эпицентром целевых атак в 2018 году

Азия и Ближний Восток стали эпицентром целевых атак в 2018 году

Азия и Ближний Восток стали эпицентром целевых атак в 2018 году

За первые три месяца 2018 года исследователи «Лаборатории Касперского» обнаружили сразу несколько новых кибергруппировок, специализирующихся на целевых атаках и имеющих азиатские корни или цели. Более 30% приватных отчётов, подготовленных экспертами с января по март, были посвящены кампаниям именно в этом регионе.

Продолжился рост активности китайскоговорящих хакеров. Основными игроками тут стали группировки, получившие названия ShaggyPanther и CardinalLizard. Основной целью первых являются государственные организации Тайваня и Малайзии, вторых — различные компании Малайзии, Филиппин, Монголии и России. Эксперты допускают вероятность связи CardinalLizard с ранее известными китайскоговорящими киберпреступниками, активность которых наблюдается с 2014 года. Ещё одна китайскоязычная группировка, IronHusky, переместила фокус с российских военных учреждений на Монголию. В конце января хакеры из этой группы атаковали монгольские правительственные организации перед их встречей с Международным валютным фондом.

Высокую активность сохранили и корейскоговорящие группировки. Например, хакеры из Kimsuky дополнили свой арсенал абсолютно новым набором инструментов, который был разработан для кибершпионажа и использовался в кампаниях целевого фишинга. Среди их основных целей —аналитические центры и политические учреждения Южной Кореи. Не менее активны были атакующие из Bluenoroff — подразделения другой известной корейскоговорящяй группировки Lazarus. Набор их целей теперь включает криптовалютные компании и POS-устройства.

Зарегистрировано было и несколько целевых атак в Южной Азии. Например, военные учреждения Пакистана оказались под ударом новой группировки Sidewinder. По мнению экспертов, она активна по меньшей мере с 2012 года и может иметь индийское происхождение.

Также «Лаборатория Касперского» зафиксировала всплеск активности хакеров на Ближнем Востоке. Например, группировка StrongPity организовала ряд новых атак через сети интернет-провайдеров. Другая киберкриминальная группа, Desert Falcons, снова начала атаковать устройства на Android с помощью вредоносного ПО, использовавшегося ими ещё в 2014 году.

В то же время, как отмечают эскперты, некоторые хорошо известные группировки за отчётный период не проявили почти никакой активности.

«За первые три месяца года мы засекли сразу несколько новых кибергруппировок разного уровня продвинутости. Однако в целом они использовали довольно распространённые и доступные инструменты. В то же время мы не обнаружили значимой активности со стороны многих ранее известных группировок. Можно предположить, что они сделали перерыв, чтобы переосмыслить стратегию и провести внутреннюю реорганизацию для будущих атак», — добавил Юрий Наместников, руководитель российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского».

Исследование «Лабораторией Касперского» о целевых атаках основано на данных из 27 приватных отчётов о киберинцидентах, которые составили эксперты «Лаборатории Касперского» за первый квартал 2018 года. Все они включают индикаторы заражения и YARA-правила, которые помогают при расследовании инцидентов и позволяют быстрее выявлять родственные им атаки в будущем.

Die Welt: Запад тайно атакует Россию и Иран в киберпространстве

Запад, похоже, уже давно воюет в киберпространстве не только в обороне, но и в атаке. По данным немецкой газеты Die Welt, страны Запада перешли к проактивной киберстратегии, нацеленной на критическую инфраструктуру России и Ирана.

Как утверждает издание, речь идёт не о громких публичных операциях, а о тихих и незаметных кибератаках — в том числе о скрытом заражении компьютеров вредоносными программами.

Цель таких действий — разведка, сдерживание и потенциальное выведение из строя ключевых цифровых компонентов инфраструктуры.

Особую роль, по данным Die Welt, играет Эстония. Именно там расположен главный европейский хаб по анализу данных, киберзащите и «контркомпьютерным мерам». В Таллине, всего в десяти минутах от офиса премьер-министра, находится NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence (CCDCOE) — исследовательский центр НАТО по киберобороне.

Место выглядит соответствующе: колючая проволока, камеры наблюдения, усиленная охрана — сразу понятно, что объект военный.

По информации газеты, в центре НАТО работают около 70 специалистов, включая военнослужащих Бундесвера. Их задачи включают:

  • выявление и анализ кибератак;
  • консультации для стран — членов НАТО;
  • разработку и реализацию ответных мер, включая наступательные сценарии.

Иными словами, речь идёт не только о защите сетей, но и о подготовке активных киберопераций.

Die Welt прямо называет происходящее «невидимой войной» — конфликтом без танков и ракет, но с вредоносами, эксплойтами и закладками в инфраструктуре. По версии издания, западные государства уже давно считают киберпространство полноценным полем боя и действуют там соответствующим образом.

Официально такие операции, разумеется, не подтверждаются. Но публикация в Die Welt даёт редкий взгляд на то, как сегодня может выглядеть реальная киберконфронтация между государствами — тихая, скрытая и крайне далёкая от публичных заявлений о «чисто оборонительной» политике.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru