Российские хакеры Turla используют комментарии в Instagram Бритни Спирс

Российские хакеры Turla используют комментарии в Instagram Бритни Спирс

Российские хакеры Turla используют комментарии в Instagram Бритни Спирс

Группа кибершпионов Turla, которую относят к российской разведки, запустила бэкдор, замаскированный под расширение Firefox. Особенность этого бэкдора заключается в том, что он использует комментарии к фотографиям Britney Spears в Instagram в качестве командного центра (C&C).

Обнаруженное в недавней вредоносной кампании исследователями ESET, это расширение Firefox является частью более крупного арсенала инструментов для взлома, используемых Turla. Для распространения своего бэкдора злоумышленники используют зараженные сайты, на которых размещен код, загружающий и запускающий вредоносные файлы на компьютере пользователя.

Эксперты ESET установили, что вредоносное расширение Firefox устанавливается скомпрометированным сайтом Swiss. Посетителям этого сайта было предложено установить расширение, якобы представляющее собой кодировку HTML5. ESET говорит, что это простой JavaScript-бэкдор, который докладывает об активности пользователя своим операторам.

Дальнейший анализ ESET показал, что расширение Firefox загружает версию бэкдора Skipper, известного семейства вредоносных программ, которым пользуется Turla.

Но самая странная находка ESET ждала впереди. Эксперты обнаружили, что вредоносная программа подключается к комментариям фотографий, загруженных в аккаунт Instagram Бритни Спирс, и ищет тот, значение хэша которого равно 183.

«Мы изучили комментарий с хэшем 183. Он был написан 6 февраля, а фотография была опубликована в начале января. Если пропустить его через регулярное выражение, мы получим следующий сокращенный URL-адрес: http:// bit. ly/2kdhuHX» - говорится в сообщении ESET.

Исследователи утверждают, что регулярное выражение ищет либо @|#, либо Unicode-символ \200d. Этот символ на самом деле является непечатаемым символом, называемым «Zero Width Joiner», обычно используемым для разделения эмоджи. Он предшествует каждому символу, который создает путь к URL-адресу:

smith2155< 200d >#2hot ma< 200d >ke lovei< 200d >d to < 200d >her, < 200d >uupss < 200d >#Hot < 200d >#X

Сокращенная ссылка, при ее «развертывании» представляет собой ссылку вида static.travelclothes. org/dolR_1ert.php

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru