Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

После публикации исходных кодов трояна Mirai специалисты компании Rapidity Networks решили изучить как саму малварь, так и понаблюдать, что будут делать с исходниками IoT-вредоноса другие хакеры. Специалисты запустили ряд серверов-приманок по всему миру и принялись собирать данные.

Вскоре исследователи с удивлением поняли, что наблюдают совсем не Mirai. 5 октября 2016 года был обнаружен вредонос Hajime – червь, который на первый взгляд очень походил на Mirai, но более детальное изучение показало, что эту угроза значительно серьёзнее.

Если Mirai по-японски значит «будущее», то Hajime означает «начало».

Исследователи пишут (PDF), что Hajime использует механизм заражения, поделенный на три этапа. Кроме того, угроза недаром названа червем: Hajime умеет размножаться самостоятельно. Сначала червь атакует 23 порт, пытаясь брутфорсом подобрать логин и пароль к системе. Наиболее распространенные сочетания учетных данных жестко закодированы в коде Hajime, пишет xakep.ru. Если 23 порт закрыт, или атака не удается, малварь оставляет попытки и переходит к следующему IP-адресу. Если же брутфорс прошел успешно, червь выполняет на устройстве следующие команды:

enable
system
shell
sh
/bin/busybox ECCHI

Таким образом вредонос определяет, что он точно попал в Linux-систему. Согласно данным Rapidity Networks, малварь атакует платформы ARMv5, ARMv7, Intel x86-64, MIPS и little-endian, то есть масштабы его деятельности значительно шире, чем у похожих IoT-угроз.

После Hajime переходит к следующей стадии атаки. Он скачивает 484-байтный ELF-файл и запускает его, тем самым открывая соединение с сервером атакующих. С сервера малварь получает новый бинарник и также его выполняет. На следующей стадии атаки данный файл используется для установления соединения с PSP-сетью с применением протокола DHT. Посредством P2P, используя DHT и uTP, вредонос загружает другие пейлоуды.

Исследователи отмечают, что Hajime похож сразу на несколько других угроз. Так, червь использует P2P, как и троян Rex; он имеет списки комбинаций логинов и паролей для брутфорса случайных IP-адресов и распространяется самостоятельно, как Miari; а также использует механизм заражения, состоящий из нескольких стадий, подобно NyaDrop. При этом Hajime написан на C, а не на Go, как Rex. Он использует P2P, а не работает с управляющими серверами напрямую, как Mirai. К тому же вредонос опасен для множества разных платформ, тогда как NyaDrop атакует лишь девайсы на архитектуре MIPS.

Судя по жестко закодированным в коде Hajime учетным данным, червь атакует камеры видеонаблюдения, роутеры и DVR-системы. Если точнее, малварь представляет угрозу для устройств компаний Dahua Technologies и ZTE Corporation, а также для оборудования ряда других фирм, которые выпускают продукты (в основном DVR-системы), в результате white-label партнерства с компанией XiongMai Technologies.

Специалисты Rapidity Networks предполагают, что автор Hajime, скорее всего, европеец, который начал разработку вредоноса еще в 2013 году, хотя «релиз» червя состоялся лишь в сентябре 2016 года.

«Хотя Hajime и Mirai оба используют схожую тактику для распространения на новые хосты, на самом деле, логика сканирования и размножения, судя по всему, была позаимствована ими у qBot. Если мы верно вычислили дату первого запуска Hajime, [Пнд, 26 Сен 2016 08:41:54 GMT], это произошло через пару дней после публикации исходных кодов Mirai. Тем не менее, крайне маловероятно, что Hajime содержит какой-либо код Mirai», — добавляют исследователи.

САП СНГ заплатит 82 млн рублей по спору из-за ухода SAP из России

История с уходом SAP из России получила продолжение: ООО «САП СНГ», российская дочка немецкой SAP, заключила мировое соглашение по спору о компенсации убытков из-за прекращения облачных услуг. Оппонентом выступал ИТ-интегратор «Норбит», который в ходе процесса заменил первоначального истца — компанию «Эй Би Си Консалтинг».

Корни конфликта уходят в весну 2022 года, когда SAP объявила об уходе с российского рынка и переносе своих дата-центров за пределы страны.

Российские заказчики «Эй Би Си» отказались соглашаться на обработку данных за рубежом, после чего САП СНГ прекратила продление облачных сервисов. В результате стороны обменялись исками: SAP требовала оплатить задолженность по контрактам, а российская компания — компенсировать убытки из-за одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Судебная тяжба растянулась более чем на два года. На втором круге разбирательств Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил требования обеих сторон, но после зачёта встречных претензий обязал САП СНГ выплатить 68,9 млн рублей. Однако до окончательной точки тогда дело не дошло.

Уже на стадии апелляции стороны решили не продолжать затяжной процесс. Как передаёт «КоммерсантЪ», 23 января Девятый арбитражный апелляционный суд утвердил мировое соглашение, по которому САП СНГ выплатит «Норбиту» около 82,2 млн рублей.

В эту сумму входят 74,8 млн рублей убытков, а выплаты будут произведены несколькими траншами до 30 марта. После этого все взаимные обязательства и возможные претензии — от убытков до штрафов и неустоек — считаются прекращёнными.

Этот кейс хорошо вписывается в общую картину судебных споров, которые возникли после массового ухода зарубежных вендоров из России в 2022–2023 годах. Настолько хорошо, что ситуацией уже заинтересовалась высшая судебная инстанция. В декабре 2025 года Верховный суд РФ прямо указал: если иностранный правообладатель прекращает техподдержку ПО, российский дистрибутор обязан вернуть покупателю часть уплаченных средств.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru