Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

Червь Hajime управляется посредством P2P и заражает IoT-устройства

После публикации исходных кодов трояна Mirai специалисты компании Rapidity Networks решили изучить как саму малварь, так и понаблюдать, что будут делать с исходниками IoT-вредоноса другие хакеры. Специалисты запустили ряд серверов-приманок по всему миру и принялись собирать данные.

Вскоре исследователи с удивлением поняли, что наблюдают совсем не Mirai. 5 октября 2016 года был обнаружен вредонос Hajime – червь, который на первый взгляд очень походил на Mirai, но более детальное изучение показало, что эту угроза значительно серьёзнее.

Если Mirai по-японски значит «будущее», то Hajime означает «начало».

Исследователи пишут (PDF), что Hajime использует механизм заражения, поделенный на три этапа. Кроме того, угроза недаром названа червем: Hajime умеет размножаться самостоятельно. Сначала червь атакует 23 порт, пытаясь брутфорсом подобрать логин и пароль к системе. Наиболее распространенные сочетания учетных данных жестко закодированы в коде Hajime, пишет xakep.ru. Если 23 порт закрыт, или атака не удается, малварь оставляет попытки и переходит к следующему IP-адресу. Если же брутфорс прошел успешно, червь выполняет на устройстве следующие команды:

enable
system
shell
sh
/bin/busybox ECCHI

Таким образом вредонос определяет, что он точно попал в Linux-систему. Согласно данным Rapidity Networks, малварь атакует платформы ARMv5, ARMv7, Intel x86-64, MIPS и little-endian, то есть масштабы его деятельности значительно шире, чем у похожих IoT-угроз.

После Hajime переходит к следующей стадии атаки. Он скачивает 484-байтный ELF-файл и запускает его, тем самым открывая соединение с сервером атакующих. С сервера малварь получает новый бинарник и также его выполняет. На следующей стадии атаки данный файл используется для установления соединения с PSP-сетью с применением протокола DHT. Посредством P2P, используя DHT и uTP, вредонос загружает другие пейлоуды.

Исследователи отмечают, что Hajime похож сразу на несколько других угроз. Так, червь использует P2P, как и троян Rex; он имеет списки комбинаций логинов и паролей для брутфорса случайных IP-адресов и распространяется самостоятельно, как Miari; а также использует механизм заражения, состоящий из нескольких стадий, подобно NyaDrop. При этом Hajime написан на C, а не на Go, как Rex. Он использует P2P, а не работает с управляющими серверами напрямую, как Mirai. К тому же вредонос опасен для множества разных платформ, тогда как NyaDrop атакует лишь девайсы на архитектуре MIPS.

Судя по жестко закодированным в коде Hajime учетным данным, червь атакует камеры видеонаблюдения, роутеры и DVR-системы. Если точнее, малварь представляет угрозу для устройств компаний Dahua Technologies и ZTE Corporation, а также для оборудования ряда других фирм, которые выпускают продукты (в основном DVR-системы), в результате white-label партнерства с компанией XiongMai Technologies.

Специалисты Rapidity Networks предполагают, что автор Hajime, скорее всего, европеец, который начал разработку вредоноса еще в 2013 году, хотя «релиз» червя состоялся лишь в сентябре 2016 года.

«Хотя Hajime и Mirai оба используют схожую тактику для распространения на новые хосты, на самом деле, логика сканирования и размножения, судя по всему, была позаимствована ими у qBot. Если мы верно вычислили дату первого запуска Hajime, [Пнд, 26 Сен 2016 08:41:54 GMT], это произошло через пару дней после публикации исходных кодов Mirai. Тем не менее, крайне маловероятно, что Hajime содержит какой-либо код Mirai», — добавляют исследователи.

В Android закрыли опасную дыру в аудио: атака была возможна без действий

Google выпустила первые в этом году патчи для Android, и они получились на удивление лаконичными: заплатка закрывает всего одну уязвимость, зато какую. Речь идёт о критической дыре в аудиодекодере Dolby, которая теоретически позволяет атаковать устройство без какого-либо участия пользователя.

Уязвимость проходит под идентификатором CVE-2025-54957 и затрагивает Dolby Digital Plus (DD+) Unified Decoder — компонент, который используется на огромном количестве устройств.

Изначально проблему описывали как возможность записи за пределами границ со средней степенью риска, но со временем всё стало куда серьёзнее.

Ошибку обнаружили специалисты Google ещё в июне 2025 года и сообщили о ней Dolby. Патч со стороны Dolby вышел в сентябре (PDF), а в октябре уязвимость попала в заголовки — после того как Google опубликовала технические детали, а Microsoft закрыла дыру в Windows.

В «базовом» сценарии проблема приводит к сбою или перезагрузке устройства. Исследователи показали работу эксплойта на самых разных платформах — от Pixel 9 и Samsung Galaxy S24 до MacBook Air на M1 и даже iPhone 17 Pro. Но для Android всё оказалось куда опаснее.

Как выяснилось, на Android всё это превращается в zero-click RCE — удалённое выполнение кода без участия целевого пользователя. Причина в том, что голосовые сообщения и аудиовложения в Android декодируются локально. Достаточно специально подготовленного аудиофайла.

«На Android аудиовложения обрабатываются на устройстве, поэтому эксплуатация возможна без участия пользователя», — пояснил Адам Бойнтон, исследователь из Jamf.

Именно поэтому Google присвоила уязвимости критический уровень опасности именно в случае с Android.

Для смартфонов Pixel патч был выпущен ещё в декабрьском обновлении 2025 года. Теперь же обновление стало доступно для всей экосистемы Android.

Любопытно, что на этом всё: в январе не вышло ни одного дополнительного патча — ни для Pixel, ни для Android Automotive OS, ни для Wear OS. Весь апдейт посвящён ровно одной, но действительно неприятной дыре.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru