Европейские ученые создают систему квантовой криптографии нового поколения

Европейские ученые создают систему квантовой криптографии нового поколения

Австрийские физики утверждают, что им на практике удалось реализовать систему квантовой криптографии нового поколения. Новая система может быть реализована не только на земле, но и в космосе, например для создания защищенных каналов между спутниками.



Исследователи из Института квантовой оптики и квантовой информации Австрии говорят, что им удалось управляемыми методами передавать информацию, зашифрованную в виде фотонов, на 144 км между двумя испанскими островами в Атлантическом океане. Следующим этапом тестирования новой системы должны стать космические тесты.

Сами разработчики называют свою сеть "невзламываемой", так как в ее основе заложены базовые физические принципы, нарушение которых ведет к разрушению всей последовательности информации.

Квантовая криптография принципиально отличается от всех остальных методов защиты и шифрования данных, используемых в компьютерах и сетях сегодня. Сегодня все методы защиты так или иначе базируются на математических процедурах и схемах, которых хоть и очень сложно разгадать, все-таки возможно, пусть и за большой временной промежуток.

Системы, основанные на защите данных по квантовому принципу, используют базовые принципы физических квантовых законов, которые невозможно обойти или подменить уже в силу их уникальной физической природы. Базовые принципы такого метода защиты были разработаны еще 25 лет назад инженером IBM Чарльзом Беннетом и исследователем из Университета Монреаля Жиллем Брассаром.

"Все квантовые механизмы здесь базируются на известном в физике Принципе неопределенности Гейзенберга, сформулированном еще в 1927 году. Принцип заключается в том, что нельзя перехватить квантовую информацию, не исказив или не разрушив ее. Базовый принцип такой криптографии опирается на неопределенность поведения квантовой системы — невозможно одновременно получить координаты и импульс частицы, невозможно измерить один параметр фотона, не исказив другого", - говорят создатели системы.

На практике это означает, что система сама себя шифрует. Фотоны света, курсирующие в сетях здесь представляют собой "ключи шифрования" и информацию одновременно.

Детекторы фотонов улавливают лучи света из каналов связи и создают из них ключ дешифровки передаваемых данных. В том случае, если злоумышленник теоретически попытается перехватить ключи, то ему будет нужно перехватить конкретные фотоны с конкретной поляризацией. Даже в том случае, если ему это удастся сделать, сама последовательность фотонов будет нарушена и шифрованная информация так или иначе не попадет в руки хакеров.

Источник

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru