СОИБ. Лучшие практики. 20 наиболее важных мер ИБ от CIS

Как-то я пропустил момент, когда Twenty Critical Security Controls for Effective Cyber Defense или Top 20 от SANS превратился в The Center for Internet Security (CIS) Critical Security Controls for Effective Cyber Defense. Произошло это между версиями 4.1 и 5. Далее для повышения эффективности объединились некоммерческие организации Council on CyberSecurity(CCS) и the Center for Internet Security (CIS). А октябре 2015 года вышла уже версия 6.0

Принципы и основная структура документа не изменились. Подробности о них можно почитать одной из предыдущих статей этого блога. Давайте посмотрим, что существенного изменилось:

       

Убрали категорирование подконтролей по сложности и цели (Quick wins, Visiblity, Improved, Advanced)

       

Добавили категорирование подконтролей по области защиты: System, Network, Application

       

Существенно повысили приоритет меры “контролируемое использование административных привилегий” (Controlled Use of Administrative Privileges) – с 12 на 5 место

       

Удалили из числа 20 наиболее важных меру “Разработка защищенной сети” (Secure Network Engineering), которая заключалась в разработке и применении дизайна сети с разделением на зоны разной степени защищенности

       

Добавили новую меру в число наиболее важных “Безопасная работа электронной почты и web сайтами” (Email and Web Browser Protections), которая включает правильную настройку email клиентов и web браузеров, фильтрацию и аудит web и email трафика

       

Для простоты планирования и оценки пронумеровали все подмеры вторым уровнем (CSC 1.1, CSC 1.2, … , CSC 2.1, CSC 2.2, …)

       

Разделы мер, связанные с измерениями (Metric) и тестированием (Test) вынесли в отдельный документ A Measurement Companion to the CIS Critical Security Controls. Измерения ИБ стали более четкими, с разделением по подпунктам (1.1, 1.2, …), с указанием рекомендуемых диапазонов значений для разных уровней риска.

       

Поменялся (а точнее потерялся) рекомендованный план применения Top 20. В версии 4.1 предлагалось начать с обязательного внедрения первых 5 мер + наиболее быстрых и эффективных подмер (quick wins) из всех мер, далее нужно было запланировать и поэтапно внедрять более сложные подмеры, обеспечивая при этом их постоянный мониторинг и измерение. В версии 6.0 говорится о необходимости внедрения в первую очередь первых 5 мер (связано с национальной публичной компанией Cyber Hygiene, в которой более простым языком описана необходимость и применение первых 5 мер, и которая рассчитывает на максимально широкий круг пользователей), далее порядок применения на усмотрение организации, но нужны все 20 мер.

Что осталось прежним: концепция, заключающаяся в том, что внедрение этих Top 20 мер защитит от большинства угроз ИБ; меры и подмеры отсортированы в порядке приоритета и в таком же порядке их предлагается внедрять (сначала CSC 1 потом CSC 2 … ,  сначала CSC 1.1 потом CSC1.2 ….); простота мер, их небольшое количество, четкие схемы взаимодействия, простота измерений и проверки, а так-же большое количество организаций и экспертов работающих над совершенствованием документа – делают его полезной лучшей практикой.

К сожалению, для версии 6.0 пока нет таблицы соответствия мерам NIST800-53, а эту таблицу я использовал для построения соответствия с мерами из приказов ФСТЭК 17, 21, 31.  Но думаю, что в ближайшее время обновлю таблицу из предыдущей статьи.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

На АТОЛ напали и вынесли сотни гигабайт данных

Производителя облачных касс и банковских терминалов — компанию АТОЛ атаковали киберпреступники. Сначала хакеры взломали сервера, потом разослали спам клиентам и партнерам, а в финале выложили базы данных в Сеть. В “АТОЛе” утверждают, что слитые сведения устарели.

Сайт ООО АТОЛ (“Автоматизация Торговли и Логистики”) перестал работать еще накануне, обратили внимание в “Ъ”. Также не отвечал портал облачных касс для онлайн-торговли. Почти сразу в профильных каналах стали писать о слитой базе данных организации.

По сведениям Telegram-канала “In2security”, файл содержит почти 160 тыс. строк информации о клиентах и партнерах компании, включая персональные данные (электронные адреса, ФИО и телефоны).

“Кроме базы клиентов, злоумышленники выложили довольно значительный объем информации, включая исходники веб-ресурсов, логи, скрипты, внутреннюю документацию, в том числе сканы актов о поставке оборудования, прочие базы данных, например, список участников форума, а также иные сведения, — пишут исследователи безопасности. — Общий объем запакованных архивов составляет порядка 9 гигабайт. А в распакованном виде все это переваливает уже за сотню гигабайт”.

АТОЛ признал взлом ИТ-сервисов, “вследствие которого менее 5% клиентов и партнеров получили спам-сообщения, а ряд сайтов был недоступен”.

При этом в компании заверили, что злоумышленники не получили доступ к клиентским и партнерским данным.

“Мы оперативно устранили уязвимость и принимаем дополнительные меры к тому, чтобы в дальнейшем эта ситуация не повторилась”, — заявил официальный представитель организации.

Позже слив баз АТОЛу пришлось всё-таки признать. В ответе на запрос РБК пресс-служба, помимо классического “программное обеспечение и клиентское оборудование компании продолжают работать в нормальном режиме”, добавляет:

“Часть базы данных, которая используется компанией в маркетинговых целях, попала в руки хакеров и была слита в Сеть. При этом до 70% этих сведений не являются актуальными и относятся к деятельности компании между 2007 и 2016 годами”.

При этом основатель сервиса мониторинга утечек DLBI Ашот Оганесян утверждает, что большая часть опубликованных данных датирована 31 января, что говорит о вероятном доступе к серверу баз данных.

Хакеры также сделали рассылку сообщений клиентам и партнерам от лица компании. АТОЛ отправил им предупреждение о спаме.

“Мы оперативно отреагировали на атаку и дополнительно усилили контур безопасности. Компания АТОЛ исполняет все требования законодательства с точки зрения информирования соответствующих государственных органов об инцидентах”, — отметили в АТОЛ.

Злоумышленники атаковали АТОЛ через основной сайт, а затем заблокировали доступ к базам, изменив учетные данные для подключения, считает аналитик центра мониторинга и противодействия кибератакам IZ:SOC компании “Информзащита” Шамиль Чич.

По его мнению, хакеры также могли зашифровать данные сайта, а выгруженная в Сеть информация необходима для подтверждения инцидента и запроса выкупа.

Компания АТОЛ специализируется на разработке и поставке оборудования и программного обеспечения для автоматизации работы ретейла, а также сферы услуг и онлайн-касс. Ее клиенты — сеть аптек “Ригла”, Burger King и ЦУМ.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru