Шпион, выйди вон: «Лаборатория Касперского» раскрыла новую сеть кибершпионажа NetTraveler

Лаборатория Касперского раскрыла новую сеть кибершпионажа NetTraveler

«Лаборатория Касперского» объявила о раскрытии новой кибершпионской сети, получившей название NetTraveler и затронувшей более 350 компьютерных систем в 40 странах мира. Атаке подверглись государственные и частные структуры, в том числе правительственные учреждения, посольства, научно-исследовательские центры, военные организации, компании нефтегазового сектора, а также политические активисты. Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран, заняв вторую строчку в рейтинге государств, испытавших на себе наиболее заметные последствия операции NetTraveler.

Согласно результатам расследования, проведенного экспертами «Лаборатории Касперского», кампания шпионажа стартовала еще в 2004 году, однако пик ее пришелся на период с 2010 по 2013 гг. В последнее время в сферу интересов атакующих входили такие отрасли, как освоение космоса, нанотехнологии, энергетика, в том числе ядерная, медицина и телекоммуникации.

Заражение компьютеров жертв происходило при помощи фишинговых писем с вредоносными вложениями, использующими уязвимости в Microsoft Office (CVE-2012-0158 и CVE-2010-3333). Несмотря на то, что компания Microsoft уже выпустила патч обновлений для закрытия этих уязвимостей, они все еще широко распространены и часто используются для таргетированных атак. Названия вложений наглядно демонстрируют целевой характер операции: злоумышленники адаптировали имя документа каждый раз при отправлении его в другую организацию таким образом, чтобы побудить получателя открыть файл.

В процессе расследования эксперты «Лаборатории Касперского» получили журналы доступа с нескольких командно-контрольных серверов NetTraveler, через которые осуществлялась установка дополнительных зловредов на зараженные машины и загружались украденные данные. По оценкам специалистов «Лаборатории Касперского», объем похищенных данных на всех серверах NetTraveler составляет более 22 Гб. Среди них чаще всего встречаются списки системных файлов, записи нажатий клавиш и различные типы документов: PDF, Excel, Word. Кроме того, среди инструментов NetTraveler был обнаружен бэкдор, способный красть и другие типы конфиденциальной информации, в частности описания конфигураций приложений и файлы системы автоматизированного проектирования. 

Жертвы операции NetTraveler были обнаружены в 40 странах мира, включая Россию, США, Канаду, Великобританию, Чили, Марокко, Грецию, Бельгию, Австрию, Украину, Литву, Белоруссию, Австралию, Японию, Китай (и ее автономную территорию Гонконг), Монголию, Иран, Турцию, Индию, Пакистан, Южную Корею, Таиланд, Катар, Казахстан, Иорданию и другие.

При сравнении данных, полученных с командно-контрольных серверов NetTraveler и из облачной сети Kaspersky Security Network (KSN), эксперты «Лаборатории Касперского» определили десятку наиболее пострадавших стран. В порядке убывания рейтинг выглядит следующим образом: Монголия, Россия, Индия, Казахстан, Киргизстан, Китай, Таджикистан, Южная Корея, Испания и Германия.

Помимо всего прочего, аналитики «Лаборатории Касперского» обнаружили, что 6 жертв операции NetTraveler ранее пострадали от еще одной кампании кибершпионажа «Красный октябрь», о которой «Лаборатория Касперского» сообщала в январе 2013 года. И хотя прямых связей между организаторами NetTraveler и «Красного октября» найдено не было, тот факт, что одни и те же пользователи становятся мишенями кибершпионов, свидетельствует о том, что они располагают данными, представляющими особую ценность для злоумышленников.  

«Временной интервал между раскрытием той или иной кибершпионской сети с каждым разом становится все меньше. Более того, при детальном изучении, мы видим, что разные кампании рано или поздно пересекаются: либо имеют схожие инструменты атак, либо выбирают одних и тех же жертв, как в случае с NetTraveler и «Красным октябрем». Все эти факты говорят о том, что кибершпионаж становится все более «массовым» и в дальнейшем будет только набирать обороты», – рассказывает Виталий Камлюк, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru