Deutsche Bahn продает личные данные своих пассажиров

Компания Deutsche Bahn, основной железнодорожный оператор в Германии, решила заработать на продаже персональных данных пассажиров: намерения железнодорожников поделиться личной информацией своих клиентов со страховыми компаниями, банками или сетями ресторанов быстрого питания вызвали волну протестов и возмущения, в связи с чем, руководство DB вынуждено было пойти на попятную.

Крупные клиентские базы очень ценятся на современном рынке. Ни для кого не секрет, что иногда банки даже готовы выдать кредит под «нулевой процент», чтобы получить персональные данные нового клиента, а затем предлагать ему свои новые и новые услуги. Безусловно, государственная железнодорожная компания располагает одной из наиболее полноценных баз данных немецких клиентов: каждый, кто покупал билеты Deutsche Bahn при помощи банковской карты или через интернет, оставил компании информацию о себе.

Именно эту информацию и решили продать железнодорожники сторонним компаниям. Правда, пока в ход пойдут личные данные не всех пассажиров, а только владельцев дисконтной карты BahnCard, участвующих в премиальной программе Bahn-Bonus. Эти пассажиры вскоре будут получать рекламу от партнёров Deutsche Bahn — тех же страховок, банков и ресторанов.

Информация, которой обладают железнодорожники о своих клиентах, весьма существенная: помимо имени-фамилии, номера телефона, домашнего адреса и электронной почты Deutsche Bahn располагает сведениями о цене купленного пассажиром билета, классе вагона, маршруте поездки и месте продажи билета.

«Немецкие железные дороги не продают личные данные пассажиров, – заявляет уполномоченный немецкой компании по защите личной информации господин Крис Невигер, – но располагают возможностями предложить нашим партнёрам напрямую обратиться к клиентам Deutsche Bahn».

Правозащитники совместно с представителями организаций, контролирующих соблюдение прав пассажиров, выразили свое возмущение действиями железнодорожников. Повышенный интерес в обществе по данному вопросу вынудил компанию отказаться от своих намерений продать личные данные пассажиров. «Deutsche Bahn никогда не передавал сведения о пассажирах третьей стороне и не планирует делать этого в будущем», – сказано в официальном пресс-релизе «Немецких железных дорог».

Условия программы Bahn-Bonus фактически предусматривают по умолчанию передачу персональных данных с целью маркетинга, однако клиент, согласившийся на предложение компании, имеет право опротестовать такое использование информации.

Дополнительный заработок на продаже персональных данных пассажиров для «Немецких железных дорог» является не самым необходимым шагом: за прошлый год компания заработала 2,7 миллиарда евро, что на 400 миллионов превышает прибыль за 2011 год. Расходы железнодорожников в 2012 году выросли незначительно: уже на протяжении нескольких лет Deutsche Bahn вынуждена обходиться старыми подвижными составами из-за проблем производителей с поставкой новых поездов. При этом постоянное повышение цен на проезд не останавливает существенный прирост числа пассажиров.

Комментарий главного аналитика InfoWatch Николая Федотова: «Откровенно говоря, я не усматриваю вреда для пассажиров от того, что их потребительские предпочтения будут использованы не одной компанией, а несколькими. Реклама, продвижение, скидки, бонусы и прочий маркетинг с использованием персональных данных всегда более таргетирован.

Следовательно, вызывает меньше раздражения, встречает больший отклик, тратит меньше ресурсов.

Кроме того, я с удовлетворением отмечаю, что оператор персональных данных так и не осуществил сделку. Тем или иным способом он сначала получил мнение аудитории и поступил в соответствии с ним. Хотя нет никаких сомнений, что в соглашении, которое пассажиры заключали при получении дисконтной карты BahnCard, было предусмотрено право оператора использовать данные упомянутым способом. В какой-то менее цивилизованной стране, думаю, данные сначала бы продали, а уже потом случился бы скандал».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru