Deutsche Bahn продает личные данные своих пассажиров

Deutsche Bahn продает личные данные своих пассажиров

Компания Deutsche Bahn, основной железнодорожный оператор в Германии, решила заработать на продаже персональных данных пассажиров: намерения железнодорожников поделиться личной информацией своих клиентов со страховыми компаниями, банками или сетями ресторанов быстрого питания вызвали волну протестов и возмущения, в связи с чем, руководство DB вынуждено было пойти на попятную.

Крупные клиентские базы очень ценятся на современном рынке. Ни для кого не секрет, что иногда банки даже готовы выдать кредит под «нулевой процент», чтобы получить персональные данные нового клиента, а затем предлагать ему свои новые и новые услуги. Безусловно, государственная железнодорожная компания располагает одной из наиболее полноценных баз данных немецких клиентов: каждый, кто покупал билеты Deutsche Bahn при помощи банковской карты или через интернет, оставил компании информацию о себе.

Именно эту информацию и решили продать железнодорожники сторонним компаниям. Правда, пока в ход пойдут личные данные не всех пассажиров, а только владельцев дисконтной карты BahnCard, участвующих в премиальной программе Bahn-Bonus. Эти пассажиры вскоре будут получать рекламу от партнёров Deutsche Bahn — тех же страховок, банков и ресторанов.

Информация, которой обладают железнодорожники о своих клиентах, весьма существенная: помимо имени-фамилии, номера телефона, домашнего адреса и электронной почты Deutsche Bahn располагает сведениями о цене купленного пассажиром билета, классе вагона, маршруте поездки и месте продажи билета.

«Немецкие железные дороги не продают личные данные пассажиров, – заявляет уполномоченный немецкой компании по защите личной информации господин Крис Невигер, – но располагают возможностями предложить нашим партнёрам напрямую обратиться к клиентам Deutsche Bahn».

Правозащитники совместно с представителями организаций, контролирующих соблюдение прав пассажиров, выразили свое возмущение действиями железнодорожников. Повышенный интерес в обществе по данному вопросу вынудил компанию отказаться от своих намерений продать личные данные пассажиров. «Deutsche Bahn никогда не передавал сведения о пассажирах третьей стороне и не планирует делать этого в будущем», – сказано в официальном пресс-релизе «Немецких железных дорог».

Условия программы Bahn-Bonus фактически предусматривают по умолчанию передачу персональных данных с целью маркетинга, однако клиент, согласившийся на предложение компании, имеет право опротестовать такое использование информации.

Дополнительный заработок на продаже персональных данных пассажиров для «Немецких железных дорог» является не самым необходимым шагом: за прошлый год компания заработала 2,7 миллиарда евро, что на 400 миллионов превышает прибыль за 2011 год. Расходы железнодорожников в 2012 году выросли незначительно: уже на протяжении нескольких лет Deutsche Bahn вынуждена обходиться старыми подвижными составами из-за проблем производителей с поставкой новых поездов. При этом постоянное повышение цен на проезд не останавливает существенный прирост числа пассажиров.

Комментарий главного аналитика InfoWatch Николая Федотова: «Откровенно говоря, я не усматриваю вреда для пассажиров от того, что их потребительские предпочтения будут использованы не одной компанией, а несколькими. Реклама, продвижение, скидки, бонусы и прочий маркетинг с использованием персональных данных всегда более таргетирован.

Следовательно, вызывает меньше раздражения, встречает больший отклик, тратит меньше ресурсов.

Кроме того, я с удовлетворением отмечаю, что оператор персональных данных так и не осуществил сделку. Тем или иным способом он сначала получил мнение аудитории и поступил в соответствии с ним. Хотя нет никаких сомнений, что в соглашении, которое пассажиры заключали при получении дисконтной карты BahnCard, было предусмотрено право оператора использовать данные упомянутым способом. В какой-то менее цивилизованной стране, думаю, данные сначала бы продали, а уже потом случился бы скандал».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ограничения на количество платежных карт может заработать уже в декабре

Уже в декабре россиянам могут ограничить количество банковских карт — не более 20 штук на человека, из них максимум пять в одном банке. Новая мера направлена на борьбу с дропперством. Кроме того, в Госдуме сообщили о планах запустить сервис, который позволит контролировать количество карт, оформленных на одного человека.

О сроках вступления ограничения в силу рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его словам, лимит составит 20 карт, при этом в одном банке можно будет держать не более пяти.

Инициатива была предложена ещё в конце мая. Тогда Аксаков отмечал, что ограничения планировалось ввести осенью. Автором идеи выступила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая ссылалась на успешный опыт Казахстана.

В ЦБ подчеркнули, что ограничение числа карт поможет снизить уровень мошенничества и активность дропов — посредников, предоставляющих свои счета для незаконных операций.

По данным Национального совета по финансовому рынку (НСФР), более десяти карт имеют лишь 6% россиян, поэтому нововведение не затронет большинство клиентов банков. Однако глава НСФР Андрей Емелин отметил, что пока не существует быстрого и удобного механизма, который позволил бы отказаться от ненужной карты, чтобы освободить место для новой.

Генеральный директор STCrypt Дарья Верестникова считает, что ограничения вполне оправданы, поскольку многие граждане даже не подозревают, что на их имя могут быть выпущены карты, задействованные в дропперских схемах.

Старший партнёр интегратора «Энсайн» Алексей Постригайло добавил, что ключевым элементом антидропперской системы должен стать сервис контроля карт. Он позволит выявлять карты, оформленные без ведома владельца. По его словам, дропы часто оперируют целыми «фермами» из сотен карт, а в теневом бизнесе задействованы до 700 тысяч человек. Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев уверен, что создать такой сервис можно быстро — по аналогии с системой «Знай своего клиента», действующей уже три года.

По оценке Расторгуева, криминальный рынок ежемесячно требует до 80 тысяч новых дропов. Вознаграждения за их услуги — в первую очередь за передачу карт — выросли в 14 раз.

Юрист правового агентства «Михайлов и Ко» Ксения Саутина отметила, что злоумышленники активно пользуются правовой безграмотностью граждан, особенно среди школьников и студентов. Молодые люди не осознают, что через их счета проходят чужие деньги, участвующие в незаконных операциях.

Как подчеркнул директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин, спрос на «дроп-карты» остаётся огромным — их стоимость на чёрном рынке может достигать 150 тысяч рублей. По словам Алексея Постригайло, для дропа всё сводится к простому алгоритму: оформить СИМ-карту и получить перевод.

Однако ситуация постепенно меняется. После криминализации дропперской деятельности рядовым участникам схем грозит до трёх лет лишения свободы, а организаторам — до шести лет и крупные штрафы. По словам экспертов, ограничительные меры в этой сфере будут только ужесточаться.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru