Химические предприятия под прицелом киберпреступников

Химические предприятия под прицелом киберпреступников

Компания Symantec опубликовала отчет об исследованиях новой волны атак, получившей название Nitro, ключевым звеном которой является уже известный троян PoisonIvy. На этот раз целевой аудиторией киберпреступников стали предприятия, ведущие разработки в химической отрасли и в области материаловедения для оборонной промышленности. Злоумышленников интересуют исключительно технические документы, представляющие коммерческую тайну – конструкторская документация, формулы получения химических реактивов и материалов, а также технология производства.

Согласно отчету, в общей сложности невольными участниками этой атаки стало 48 компаний. 29 из них являются научно-исследовательскими или производственными предприятиями в области химии, а 19 организаций работают по другим направлениям науки и техники, преимущественно для нужд оборонной промышленности. Однако специалисты отмечают, что таких компаний может быть намного больше. За последние две недели на контрольно-командный сервер были отправлены запросы со 101 уникального IP адреса, которые закреплены за 52 провайдерами или организациями, расположенных в 20 странах.

Как утверждают специалисты в области информационной безопасности из компании Symantec, за распространение этой угрозы, скорее всего, ответственны те же лица, которые организовали нападения на другие производственные предприятия и организации ранее в этом году. Напомним, что начало подобных атак было положено еще в апреле текущего года. Тогда жертвами стали предприятия, работающие в сфере защиты прав человека. Позже, в мае, целью злоумышленников стала автомобильная промышленность. И вот теперь их заинтересовала деятельность предприятий в химической отрасли.

Специалисты выделили основные группы предприятий, пострадавших от этой атаки:

  • научно-исследовательские предприятия, ведущие разработки химических компонентов и передовых материалов, входящих в список Fortune 100;
  • предприятия, ведущие разработки новых материалов для военного транспорта;
  • предприятия, основной деятельностью которых является создание научно- исследовательских и промышленных комплексов для химической промышленности.

 

Методология атаки

По данным Symantec, до начала атаки злоумышленники проводят некое расследование, в результате которого определяется список жертв. Затем в адрес этих компаний делается рассылка по электронной почте. В одной из компаний, получателями такой корреспонденции стало 500 пользователей, а в двух других более 100.

Однако, несмотря на то, что злоумышленники меняют направление атак, специалисты выявили два основных способа распространения трояна с точки зрения социальной инженерии. Первый способ касается конкретной персоны. В этом случае в тексте сообщения содержится приглашение на встречу от авторитетных партнеров по бизнесу. Во втором случае, электронное послание отправлялось группе пользователей, а в тексте письма злоумышленники предлагали немедленно установить обновление для системы безопасности их операционной системы.

В обоих случаях вместе с письмом отправлялся вложенный инсталляционный файл PoisonIvy, который был замаскирован либо под текстовый документ, либо под закрытый паролем 7z архив. После установки вредоносная программа устанавливала связь с C&C сервером через TCP протокол (порт 80), используя защищенный протокол передачи данных. Отправляя на зараженный компьютер соответствующие инструкции, киберпреступники получали информацию об IP адресе зараженной машины и о других компьютерах, подключенных к сети или об общем домене, а также хэши паролей.  Полученные данные позволяли осуществлять дальнейшее распространение угрозы во внутренней сети корпорации. Однако основной целью являлось получение данных к учетной записи администратора домена, либо сервера с интересующей информацией. Кроме этого, злоумышленники загружали и устанавливали дополнительные инструменты для дальнейшего заражения сети. Вся интересующая информация копировалась на серверы, которые использовались в качестве внутренних хранилищ. А затем отправлялась на удаленные серверы, расположенные преимущественно в Китае.

География распространения угрозы

Исследователи Symantec, сообщили о географии распространения угрозы. Все компании были идентифицированы по IP адресу компьютеров, которые связывались с контрольным сервером. В итоге, основная масса зараженных компьютеров сосредоточена в США, Республике Бангладеш и Великобритании. Однако, стоит отметить, что география распространения намного шире.

Более подробная информация о результатах исследования доступна в официальном отчете  Symantec.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru