Хакеры замаскировали вирус под обновление мобильного браузера Opera

Хакеры замаскировали вирус под обновление мобильного браузера Opera

Специалисты антивирусной компании F-Secure обнаружили троянскую программу, ориентированную, по их мнению, на российских пользователей, маскирующуюся под обновления браузера для мобильных устройств Opera Mini и незаметно отсылающую SMS на платные номера, сообщила в пятницу компания на своем сайте.



К выводу о том, что атака ориентирована преимущественно на пользователей из РФ, эксперты пришли, проанализировав ее детали.

Во-первых, троянец, получивший название OpFake, маскируется под обновление Opera Mini - одного из самых популярных в России мобильных браузеров. Во-вторых, большинство обнаруженных специалистами образцов вредоносного ПО предназначены для установки на ОС Symbian, на которой работают популярные в России телефоны Nokia, сообщает сайт digit.ru.

В-третьих, для монетизации своей преступной деятельности мошенники используют платные короткие номера, что является отличительной чертой именно российского рынка киберпреступности. Специалисты также утверждают, что сервер, с которого осуществляется загрузка вредоносных программ, находится в Санкт-Петербурге.

В техническом плане в том, как действует троянец, нового немного: попав в телефон, троянская программа предлагает установить важное обновление. Если пользователь выражает согласие нажатием соответствующей кнопки, ему демонстрируется изображение, отображающее ход установки, но никакой установки не происходит - вместо этого система тайно отсылает SMS на платные номера.

Помимо отсылки SMS, программа управляет папкой SMS-сообщений телефона: удаляет входящие сообщения и сообщения из папки "отправленные", - то есть делает все, чтобы владелец телефона максимально долго не знал о том, что с его счета исчезают деньги.

Необычным, по мнению специалистов, является тот факт, что обнаруженные им троянцы используют код мобильного банковского троянца Spitmo. Обычно Spitmo используется хакерами в паре с известным банковским троянцем SpyEye. В этих случаях Spitmo отвечает за обход системы двухфакторной аутентификации, которые используют многие системы дистанционного банковского обслуживания для того, чтобы обезопасить банковские операции своих клиентов, осуществляемые в интернете.

Однако в случае с OpFake, функционал Spitmo, связанный с управлением папками SMS в зараженном смартфоне, используется как основное орудие нечестного заработка хакеров.

Всего специалисты F-Secure обнаружили 54 модификации OpFake, использующие код Spitmo. Вероятно, в будущем их количество возрастет: хакеры создают разные версии своих вредоносных программ, в том числе для того, чтобы затруднить их обнаружение антивирусами.

Чтобы не стать жертвой хакеров, специалисты советуют устанавливать обновления программ только из доверенных источников: например, официальных сайтов производителей ПО.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru