Рост активности информационных угроз в первом квартале 2011 года

Стремительный рост популярности мобильной платформы Android не остался незамеченным для злоумышленников. Статистические данные о количестве новых сигнатур для мобильных зловредов, обнаруженных в этот период, дает экспертам "Лаборатории Касперского" все основания предполагать, что общее количество вредоносных программ для мобильных устройств в 2011 году более чем в 2 раза превысит показатели 2010 года. Этому отчасти будет способствовать появление новых способов заражения пользователей. Так, например, в первом квартале было выявлено более 50 вредоносных приложений, написанных злоумышленниками для Android OS и распространяемых через Android Market. Они представляли собой перепакованные версии легальных программ с добавленным троянским функционалом.



Ситуация с мобильными угрозами усугубляется еще и тем, что личные смартфоны все чаще используются для хранения и передачи ценной корпоративной информации, сообщает информационная служба "Лаборатории Касперского". При этом сами сотрудники компаний относятся к защите данных на таких устройствах довольно беспечно. Кроме того, уже в ближайшем будущем телефоны могут превратиться в мобильные кошельки, в результате чего вопрос об их защите приобретет еще большую актуальность.

Второй важной тенденцией первого квартала 2011 года стало увеличение количества атак на различные организации. Причем речь идет не только о традиционных DDoS-атаках, которые на какое-то время выводят из строя сервисы компаний, но и о проникновении на корпоративные серверы с целью кражи информации. Все указывает на то, что часть профессиональных киберпреступников переключила свое внимание с заражений домашних компьютеров пользователей на взлом крупных корпораций. Для них это, конечно же, сопряжено с большими рисками, но ставки в целевых атаках на компании выше, а конкурентов в этом сегменте черного рынка значительно меньше.

Для первого квартала было характерно и проведение так называемых "протестных атак", когда целью злоумышленников было не получение прибыли, а удар по репутации компании. Одним из наиболее ярких примеров подобных атак стал инцидент с американской компанией HBGary, занимающейся компьютерной безопасностью: получив доступ к конфиденциальной информации, злоумышленники выложили ее в открытый доступ. На сегодняшний день подобный подход является редким исключением из правила, и в подавляющем большинстве случаев преступники крадут информацию с целью ее последующей перепродажи или получения выкупа за нераспространение.

Конец квартала был ознаменован атакой новой модификации опасного троянца-вымогателя GpCode, шифрующего данные на зараженном компьютере и требующего выкуп за расшифровку. В отличие от предыдущих модификаций, удалявших зашифрованные файлы, новые варианты GpCode перезаписывают файлы шифрованными данными, что делало их восстановление практически невозможным. Интересно отметить тот факт, что жертвами злоумышленников становились жители Европы и постсоветского пространства, а сама атака проводилась в течение всего лишь нескольких часов. Подобная осторожность со стороны автора троянца говорит о том, что он не стремился к массовому заражению, чтобы не привлекать излишнее внимание правоохранительных органов. Можно предположить, что дальнейшие атаки троянца-шифровальщика, скорее всего, тоже будут носить точечный характер.

Еще одной тенденцией, которая оказывает непосредственное влияние на информационную безопасность, является рост популярности социальных сетей, блогов, торрентов, Youtube и Twitter, которая ведет к изменению цифрового ландшафта. Эти сервисы обеспечивают высокую скорость распространения данных и их доступность в каждом уголке мира. Информации, появляющейся в блогах пользователей, люди зачастую доверяют не меньше, чем официальным СМИ. На популярность такого рода ресурсов уже обратили внимание киберпреступники. Поэтому в дальнейшем стоит ожидать увеличения количества атак через эти сервисы и на эти сервисы.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

AM Camp: чтобы заместить один западный ИБ-продукт, нужны три российских

Российский рынок информационной безопасности нуждается в базе совместимых решений. Эксперты обсудили импортозамещение на конференции AM Camp «Национальная платформа кибербезопасности».

Игрокам ИБ сегодня не хватает скоординированности и совместимости продуктов и сервисов. Весенние указы президента усиливают контроль над отраслью и требуют экстренного перехода на «своё».

Мигрировать на отечественных вендоров, надеяться на возвращение американцев или не делать ничего — участники майского AM Camp обсудили возможные стратегии работы.

«Все вернутся рано или поздно, — считает Александра Савельева из «АВ Софт». — Можно ждать, но ситуация опять может повториться. Доверия больше нет!».

Основная проблема импортозамещения связана с интеграцией российских продуктов в экосистему, их совместимость с другими программами и эффективность работы.

Сейчас идет точечная замена зарубежных решений отечественными аналогами. Игроки не готовы полностью отказаться от «санкционки», несмотря на моновендорную альтернативу.

«Нужно ли класть все яйца в одну корзину или лучше создавать своего “Франкенштейна“ из разных решений?», — задаётся вопросом Алексей Лукацкий, модератор дискуссии «Стратегия и тактика перехода на российские решения».

«Моносистема — идеальный вариант, — отвечает глава департамента информационной безопасности М.Видео-Эльдорадо Александр Орешков, — но сейчас это невозможно».

С ним согласен Денис Горчаков из Ростелекома:

«У любого вендора есть продукты, которые лучше или хуже».

По словам Александра Луганцева (АО ВТБ Специализированный депозитарий ВТБ), принципиальны два ключевых аспекта: работоспособность и стоимость такой моносистемы.

«Пока с этим сложно, — признаётся Луганцев. — Цена становится неприемлемой для бизнеса и приходится выбирать решения дешевле».

При этом возникает еще одна проблема — несовместимость продуктов от разных разработчиков. В кулуарах AM Camp эксперты жаловались на такие несостыковки.

Отрасли не хватает объединенной базы, в которой бы содержалась информация, что и с чем «летает» у отечественного вендора.

«Важно мыслить и выстраивать саму экосистему ИБ, а не просто латать дыры», — подводит итог Константин Родин из «АйТи БАСТИОН».

Эфир AM Camp состоялся накануне. В один день прошли три дискуссии на тему «Национальная платформа кибербезопасности».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru