Пейлоад загрузчика Bumblebee зависит от типа жертвы

Пейлоад загрузчика Bumblebee зависит от типа жертвы

Пейлоад загрузчика Bumblebee зависит от типа жертвы

Проведенное в Check Point исследование показало, что поведение вредоносного загрузчика Bumblebee зависит от окружения. В корпоративные сети он доставляет инструменты постэкплуатации, в системы обычных пользователей — банковских троянов и инфостилеров.

Загрузчик Bumblebee (не путать с одноименным бэкдором, попавшим в поле зрения Trend Micro) объявился в интернете полгода назад. Сменивший BazarLoader зловред распространяется через спам-рассылки (как ковровые, так и узконаправленные) и активно совершенствуется.

В ходе мониторинга различных ботнетов Bumblebee эксперты Check Point обнаружили, что на поведение новобранца влияет тип сети, в которой он оказался, а географическое местоположение жертвы его не интересует. В системы, совместно использующие базу данных Active Directory, вредонос загружает Cobalt Strike, Meterpreter и Silver, а участникам автономной рабочей группы или пиринговой LAN доставляет популярных банкеров либо инфостилеров вроде Vidar.

В первом случае Bumblebee действует по команде DIJ (загружает библиотеку и внедряет ее в запущенный процесс для исполнения) или SHI (те же действия, но с шелл-кодом). Для компьютеров, подключенных к рабочей группе, предусмотрена команда DEX — на загрузку исполняемого файла с записью на диск и последующим запуском.

Аналитики также отметили изменения на C2-серверах зловреда. Ранее при множественных запросах с одного и того же публичного IP-адреса они отдавали полезную нагрузку однократно, лишь при первом обращении. В прошлом месяце ограничение было снято — эксперты предположили, что период тестирования Bumblebee закончился, и его начали активно использовать в атаках.

Способ доставки вредоносного загрузчика тоже варьируется. Изначально с этой целью использовались файлы ISO, позволяющие обойти блокировку макросов, введенную Microsoft. Недавно злоумышленники опробовали контейнер другого формата — VHD, но в итоге, со слов Check Point, вернулись к ISO-схеме.

Наблюдатели из Proofpoint различают как минимум три кибергруппы, использующие Bumblebee для доставки других вредоносов, в том числе шифровальщиков (Conti, Diavol). В Google одного из распространителей Bumblebee идентифицировали как брокера готового доступа с кодовым именем Exotic Lily.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru