PromptLock стал первым вымогателем с применением технологий ИИ

PromptLock стал первым вымогателем с применением технологий ИИ

PromptLock стал первым вымогателем с применением технологий ИИ

Исследователи из ESET рассказали о появлении необычного образца вредоноса — это первая известная программа-вымогатель, которая использует искусственный интеллект для локальных операций. Новый софт получил название PromptLock.

Он написан на Go и задействует открытую языковую модель GPT-OSS:20b — её можно запускать без ограничений со стороны вендора.

По сути, внутри зашиты промпты, которые позволяют вредоносу генерировать Lua-скрипты прямо на ходу. Эти скрипты умеют сканировать файловую систему, проверять содержимое, выгружать данные и даже шифровать их.

Для шифрования используется алгоритм SPECK (128 бит). Работает это как в Windows, так и в Linux — благодаря кросс-платформенным скриптам.

При этом ESET подчёркивает: перед нами пока только концепт, а не реальный боевой инструмент. Для атаки нужно, чтобы на машине жертвы был запущен Ollama API — локальный сервер для работы с моделью. А это серьёзное требование к ресурсам, которое в «обычной» инфраструктуре встречается редко.

Кроме того, у злоумышленников должно совпасть несколько условий: слабая сегментация сети, отсутствие защитных правил для промптов, открытый трафик к портам и протоколам LLM.

Пока что разрушительные функции в PromptLock не реализованы, и в реальных кибератаках его не видели. Но сам факт появления подобного кода говорит о новом этапе эволюции зловредов. ESET прямо пишет: важно не паниковать, а готовиться.

«Рост ИИ-вредоносов открывает новую главу в кибербезопасности. Мы делимся находкой, чтобы вызвать дискуссию и подтолкнуть отрасль к исследованиям и готовности», — заявили специалисты.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России запускают пилот по повышению кибербезопасности автотранспорта

Минпромторг РФ запустил эксперимент по созданию центра мониторинга киберугроз для автотранспорта и реагирования на атаки. Соответствующее уведомление уже разослано в отраслевые организации и в ИБ-компании.

В пилотном проекте, рассчитанном на девять месяцев, принимают участие Минтранс, ФСБ, ФСТЭК России, а также НАМИ, «Глонасс» и ИБ-вендоры.

Специализированная платформа обеспечения кибербезопасности будет создана на основе отраслевого центра компетенций НПП «Гамма» по ИБ в промышленности.

Список объектов для централизованного контроля и защиты в рамках эксперимента ограничен беспилотными грузовиками, электробусами, авто госслужащих и перевозкой опасных грузов.

В задачи специализированного SOC войдут сбор телематических данных о функционировании программного и аппаратного обеспечения, поиск уязвимостей в бортовых системах авто, проверка возможности несанкционированного вмешательства в работу транспортных средств, выявление источников угроз и разработка методов защиты.

По итогам пилота будет составлен список нормативных документов, требующих правок с учетом ИБ. Минтранс также собирается составить дорожную карту по киберзащите пассажирского и грузового транспорта.

Как выяснили журналисты, в настоящее время осуществляется подключение объектов мониторинга к платформе телематики. Масштабировать защиту от атак на все типы транспортных средств не планируется; физлицам – покупателям новых авто услуги оперативного кибербеза (VSOC) будут предоставляться по рыночным ценам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru