Во время приёмной кампании атаки на сайты российских вузов выросли на 74%

Во время приёмной кампании атаки на сайты российских вузов выросли на 74%

Во время приёмной кампании атаки на сайты российских вузов выросли на 74%

По данным компаний, специализирующихся на защите от DDoS-атак, во время приёмной кампании интенсивность атак на российские вузы выросла на 74% по сравнению с 2024 годом. Объём бот-трафика увеличился на 50%.

Приёмная кампания в российские вузы стартовала 20 июня. С этого момента, как сообщили «Известиям» в компании Servicepipe, до половины трафика на сайтах приёмных комиссий могут генерировать боты.

«Ботов могут создавать сами абитуриенты, чтобы точнее просчитать свои шансы на поступление. Они подают документы в несколько вузов, причём в каждом — на разные направления подготовки. При этом в ходе приёмной кампании они забирают документы, меняют приоритеты, и списки поступающих несколько раз в день обновляются», — предположил руководитель аналитического отдела Servicepipe Антон Чемякин.

Абитуриенты вынуждены постоянно отслеживать изменения в списках поступающих, чтобы оценивать свои шансы. По мнению Антона Чемякина, боты помогают узнать, куда подали документы конкуренты с высокими баллами ЕГЭ, и какие приоритеты они указали при подаче заявлений.

Ранее, по словам представителя Servicepipe, ботов активно использовали абитуриенты технических вузов. В 2025 году основная активность наблюдается среди поступающих на естественно-научные и гуманитарные направления. При этом для создания ботов всё чаще применяются нейросети.

Рост бот-трафика подтвердили и представители вузов, опрошенных изданием. В частности, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга и Центр информационных технологий Казанского государственного аграрного университета.

«По данным нашего ИТ-отдела, бот-трафик составил около 35% от общего числа запросов к сайту приёмной комиссии и чатам. Это стало серьёзным вызовом для стабильной работы системы», — рассказал директор Центра информационных технологий Казанского государственного аграрного университета Тимур Шумков. — «Основные виды активности включают массовую регистрацию, нагрузочные атаки на серверы и попытки несанкционированного сбора данных о поступающих».

Также зафиксирован рост интенсивности DDoS-атак. По данным компании StormWall, их количество в период с 20 по 30 июня увеличилось на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 162% по сравнению с тем же отрезком мая.

По оценке сооснователя и генерального директора StormWall Рамиля Хантимирова, большинство атак осуществлялось непрофессионалами. Он допустил, что за ними могут стоять абитуриенты, стремившиеся затруднить подачу заявлений для более сильных конкурентов. Также не исключено, что атаки могли быть организованы другими вузами схожего профиля, чтобы привлечь абитуриентов к себе.

«Мощность атак варьировалась от 10 до 20 тысяч запросов в секунду. Длительность — от 5 до 10 минут. Однако даже за это время цифровые платформы вузов либо работали со сбоями, либо полностью выходили из строя», — уточнили в компании. Для запуска подобных атак достаточно ресурсов бесплатных инструментов или небольших ботнетов.

В то же время, как подчеркнул Хантимиров, многие вузы по-прежнему уделяют недостаточное внимание защите от DDoS-атак. В результате даже атаки небольшой мощности могут серьёзно нарушить работу информационных систем.

По словам управляющего партнёра аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, хорошим способом борьбы с ботами является размещение документов в формате PDF, который сложно обработать автоматизированными средствами. Такой подход, в частности, применяется в МГТУ им. Баумана.

В целом, как отмечают специалисты, те вузы, которые заранее внедрили защиту от DDoS-атак, сумели избежать серьёзных проблем в период приёмной кампании.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Сбер готов делиться технологиями автоматического выявления дипфейков

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что Сбер готов предоставлять свои технологии автоматического выявления дипфейков другим участникам рынка. Об этом он рассказал на форуме «Диалог о фейках 3.0» во время панельной дискуссии «Глобальный диалог: обеспечение цифрового суверенитета в условиях многополярности».

По словам Кузнецова, мир столкнулся с взрывным ростом дипфейков, а технологии их создания стали доступны буквально каждому — сгенерировать видео или аудио можно за несколько секунд и без затрат.

При этом дипфейки всё чаще применяются в мошеннических схемах, включая телефонное мошенничество и кражу денег.

«Если ещё в 2024 году преступники использовали базы данных, то теперь они запускают ИИ-агентов, которые сами находят нужную информацию. В основе таких преступлений — кибермистификация, когда ложь маскируется под правду с помощью технологий», — отметил Кузнецов.

Он подчеркнул, что для эффективной борьбы с дипфейками необходимо решить три ключевые задачи:

  1. Законодательно урегулировать их использование, в том числе признать применение дипфейков отягчающим обстоятельством при совершении преступлений.
  2. Развивать технологии быстрого выявления фейков и не допускать их распространения.
  3. Интегрировать системы распознавания дипфейков в массовые сервисы — смартфоны, ТВ, соцсети, мессенджеры и операторы связи.

Во время дискуссии Кузнецов продемонстрировал, как с помощью современных инструментов можно в реальном времени “надеть” лицо другого человека и заставить его говорить нужные слова. Он подчеркнул, что подобные возможности представляют серьёзную угрозу — от кражи личности до дискредитации публичных фигур.

Россия, по его словам, уже входит в число мировых лидеров по разработке технологий противодействия дипфейкам. В Сбере созданы решения, способные автоматически определять фальсификации в видео и аудио.

«Мы запатентовали собственное решение под рабочим названием Алетейя — в честь богини истины. Сервис позволяет определять дипфейки в любых системах: от телевидения до мессенджеров. И мы готовы делиться этими технологиями с партнёрами», — сказал Кузнецов.

Он добавил, что масштабное внедрение подобных систем может стать переломным моментом в борьбе с распространением дипфейков и повысить доверие к цифровому контенту.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru