Новый Linux-руткит Pumakit был замечен в реальных кибератаках

Новый Linux-руткит Pumakit был замечен в реальных кибератаках

Новый Linux-руткит Pumakit был замечен в реальных кибератаках

Новый руткит, заточенный под атаки на системы Linux, использует сложные методы повышения привилегий для сокрытия своего присутствия на устройствах. Вредонос получил имя Pumakit.

Руткит состоит из нескольких компонентов: дроппер, работающие в памяти исполняемые файлы, модуль самого руткита уровня ядра и компонент, выполняющийся на уровне пользователя.

Исследователи из Elastic Security обнаружили Pumakit в подозрительном бинарнике, загруженном на VirusTotal. Файл под названием «cron» неизвестные залили 4 сентября 2024 года.

Pumakit использует многоступенчатую схему заражения, которая начинается с дроппера «cron». Последний выполняет пейлоады «/memfd:tgt» и «/memfd:wpn» в памяти.

Составляющая «/memfd:wpn» проводит необходимые проверки, после чего разворачивает модуль руткита «puma.ko» на уровне ядра системы. В связке с ним идёт руткит уровня пользователя — «lib64/libs.so», который внедряется в процесс с помощью «LD_PRELOAD» и может перехватывать системные вызовы.

 

Для управления поведением ОС вредоносная программа задействует функцию «kallsyms_lookup_name()». Это говорит о том, что руткит заточен исключительно для атак на старые версии ядра Linux — до 5.7.

«В отличие от большинства современных руткитов, этот не использует kprobes, что говорит о работе со старыми версиями ядра», — объясняют специалисты.

Зловред может скрывать свои следы в логах и уходить от детектирования антивирусными средствами.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru