Банковский Android-троян Gigabud RAT записывает экран вместо наложения окон

Банковский Android-троян Gigabud RAT записывает экран вместо наложения окон

Банковский Android-троян Gigabud RAT записывает экран вместо наложения окон

Новый банковский Android-троян атакует клиентов кредитных организаций. Вредонос получил имя Gigabud RAT и обладает рядом интересных функциональных возможностей.

О мобильной киберугрозе рассказали специалисты компании Group-IB — Павел Наумов и Артём Грищенко. Эксперты описывают трояна так:

«Одна из уникальных функций Gigabud RAT заключается в том, что он активирует вредоносный код только после того, как пользователь пройдёт аутентификацию. Это серьёзно затрудняет детектирование».

«Вместо наложения HTML-окон поверх легитимных приложений троян извлекает конфиденциальные данные через запись экрана жертвы».

О Gigabud RAT впервые стало известно в январе 2023 года, когда эксперты Cyble опубликовали посвящённый вредоносу отчёт. Тогда авторы пытались маскировать своё детище под банковские и государственные приложения. Эксперты полагают, что Gigabud RAT действует с июля 2022 года.

У него есть и брат — Gigabud.Loan, который полностью повторяет функциональность вредоноса, исключая возможность удалённого доступа.

«Пользователей обманом заставляли заполнять форму заявки на получение банковской карты и привлекали кредитом под низкий процент. Само собой, жертва должна предоставить персональные данные», — пишут исследователи.

Gigabud RAT и Gigabud.Loan распространяются с помощью фишинговых сайтов, ссылки на которые приходят людям в СМС-сообщениях или соцсетях. Однако последний может также приходить в виде APK-файла в мессенджере WhatsApp.

Троян действует по аналогии со всеми зловредами такого класса: сначала он пытается получить доступ к специальным возможностям операционной системы Android (accessibility services). Если ему выдадут такие права, он сможет записывать экран устройства и логировать нажатия клавиш.

Помимо этого, Gigabud.Loan выступает в качестве инструмента для сбора личной информации: полные имена, фотографии удостоверяющих личность документов, справка об образовании, сведениях о доходах, данные банковской карты и т. п.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru