По Google Play гуляют поддельные RuStore, RuMarket и сберовский СБОЛ

По Google Play гуляют поддельные RuStore, RuMarket и сберовский СБОЛ

По Google Play гуляют поддельные RuStore, RuMarket и сберовский СБОЛ

В Google Play появляются поддельные приложения сервисов, оригиналы которых были удалены из-за санкций. Речь о фейковом СБОЛ от Сбербанка, а также пустых копиях RuStore и RuMarket. Подделки могут воровать данные, но контролировать их поток в Google Play сложно.

В магазине Android-приложений Google Play обнаружились сервисы, которые используют названия альтернативных российских маркетплейсов, выяснил “Ъ”. Речь идет о RuStore, разработанном VK при поддержке Минцифры, и RuMarket, выпущенным главой агрегатора такси Bibi в России — Анатолием Сморгонским.

Логотипы подделок похожи на оригиналы, при этом у них нет явных пользовательских функций. Они отображают одну баннерную рекламу.

В Google Play можно найти и приложение с использованием бренда “СБОЛ”. Альтернатива от Сбера, которую блокируют на iOS-устройства, периодически появляется в App Store, но не в магазинах для Android. Напомним, на этой неделе в App Store как раз вышло новое приложение SBOL от разработчика Open Digital Solutions. Его подлинность подтвердили в Сбербанке. Правда, просуществовало оно всего два дня.

Большинство фейковых “СБОЛов” в Google Play показывают пользователю рекламу, но как минимум одно из них (издателя Maslova mrsDevops) просит ввести данные банковской карты, отмечают журналисты.

Появление поддельных копий сервисов в магазине Google Play может представлять серьезную угрозу для пользователей, комментирует новость для Anti-Malware.ru ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев.

“Эти мошеннические продукты могут содержать вредоносные программы, они могут использоваться для получения доступа к личной информации пользователей, такой как логины, пароли, данные банковских карт и т. д.”, — предупреждает эксперт.

Речь идет и о программах, “окирпичивающих” устройства и требующих выкуп за расшифровку. Такие атаки могут привести к потере важных данных, которые пользователь не сможет восстановить, отмечает Сергеев.

Эксперты рекомендуют с осторожностью относиться к скачиванию приложений из Google Play. Не помешает проверить оценки, комментарии и отзывы других пользователей, а также количество загрузок.

VK защищает свои товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности, а RuStore доступен для скачивания только на официальном сайте, прокомментировали происходящее в пресс-службе компании.

В Сбербанке подтвердили, что регулярно выявляют мошеннические приложения и направляют жалобы в Google.

“Однако реакция на жалобы и блокировка приложений находятся в ведении самого магазина приложений”, — добавили в банке.

По словам экспертов, хотя корпорация Google и остановила коммерческие операции в России, процедура рассмотрения жалоб не изменилась, а появление мошеннических продуктов в магазине — это потенциальная угроза для пользователей, а значит, вопрос общей безопасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

68% сотрудников российских компаний не знают об угрозе дипфейков

Платформа для онлайн-коммуникаций и обучения МТС Линк выяснила, что большинство российских работников не получают от работодателей никакой информации о мошенничестве с использованием дипфейков. По данным исследования, 68% опрошенных сообщили, что им ни разу не рассказывали о подобных угрозах.

Особенно редко эту тему поднимают в малых и микроорганизациях — о рисках дипфейков никогда не слышали 70% и 76% их сотрудников соответственно. В среднем и крупном бизнесе ситуация немного лучше, но всё же более 60% работников также остаются неосведомлёнными.

Из тех компаний, где об угрозах всё же говорят, половина делает это регулярно — хотя бы раз в квартал. В крупных организациях сотрудников информируют чаще (в 65% случаев) — для микропредприятий этот показатель не превышает 45%.

Обычно работодатели предупреждают о рисках на личных встречах (54%) или через внутренние сообщения и посты (41%). Лишь 34% компаний включают тему дипфейков в курсы по информационной безопасности. В микробизнесе системный подход встречается крайне редко — только 10% сотрудников узнали о дипфейках в рамках обучения.

Интересно, что, несмотря на риски, 60% россиян положительно относятся к контенту, созданному с помощью искусственного интеллекта. Среди молодёжи (18–34 года) таких ещё больше — 70%, тогда как среди людей старше 45 лет позитивно оценивают подобные видео и изображения лишь 49%.

Исполнительный директор МТС Линк Павел Потехин отметил, что развитие технологий создаёт всё больше способов злоупотребления корпоративными данными:

«Половина из десяти ключевых технологических трендов 2026 года по версии Gartner связана с защитой информации. И уже к 2028 году 80% нежелательных ИИ-действий будут происходить из-за внутренних нарушений. Поэтому системное обучение по кибербезопасности становится для бизнеса жизненно важным».

В опросе МТС Линк участвовали 1000 россиян из городов с населением более миллиона человек. Ранее аналитики компании выяснили, что 48% граждан вообще не знают, что такое дипфейк, хотя треть сотрудников крупных организаций уже сталкивались с мошенническими атаками, основанными на этой технологии.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru