92% целевых атак в 2021 году были направлены на объекты КИИ

92% целевых атак в 2021 году были направлены на объекты КИИ

92% целевых атак в 2021 году были направлены на объекты КИИ

Подавляющее большинство целевых кибератак профессиональных злоумышленников в 2021 году совершалось против объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Согласно исследованию специалистов «Ростелеком-Солар», такие кампании составили 92% от общего числа таргетированных киберопераций.

Излюбленными целями правительственных хакеров стали, само собой, государственные организации и военно-промышленный комплекс, однако также злоумышленников интересовали компании энергетического и промышленного сектора.

Всего в 2021 году специалисты «Ростелеком-Солар» выявили 300 целевых кибератак, этот показатель на треть превысил аналогичную цифру прошлого года. За организацией большей части таких кампаний стояли кибергруппы средней квалификации.

Как правило, это финансово заинтересованные хакеры, монетизирующие атаки с помощью шифрования важных файлов жертвы или майнинга криптовалюты. Тем не менее 18% зафиксированных атак — дело рук высокопрофессиональных киберпреступных группировок.

Такие операции характеризуются использованием сложных инструментов: кастомные вредоносные программы, уязвимости нулевого дня (0-day), «закладки» и пр. Здесь и цели иные: правительственный или корпоративный кибершпионаж, захват инфраструктуры и т. п.

Самым «ходовым» методом проникновения в сеть жертвы в очередной раз стал фишинг (60%). Эксперты связывают такую распространённость с дешевизной и массовостью этого подхода. 50% кибератак хакеры провели с эксплуатацией веб-уязвимостей.

ФБР не смогло взломать iPhone журналистки из-за Lockdown Mode

ФБР столкнулось с неожиданным препятствием при расследовании утечки конфиденциальных данных: Lockdown Mode на iPhone журналистки Washington Post фактически заблокировал доступ к содержимому устройства. Поводом для изъятия девайса стало расследование в отношении подрядчика Пентагона, которого подозревают в незаконной передаче внутренних материалов журналистам.

Как следует из материалов суда (PDF), агенты изъяли технику у репортёра Ханны Натансен 14 января во время обыска в её доме в Вирджинии. Среди изъятого — служебный iPhone 13, рабочий и личный MacBook Pro, внешний диск, диктофон и умные часы Garmin.

Однако с iPhone у следователей ничего не вышло. Устройство было включено и стояло на зарядке, но на экране отображался Lockdown Mode — специальная функция Apple для защиты от целевых атак. По данным ФБР, специалисты Computer Analysis Response Team не смогли извлечь данные с телефона. В итоге агентство ограничилось анализом сим-карты, который дал лишь номер телефона.

Lockdown Mode появился в экосистеме Apple в 2022 году и предназначен для журналистов, правозащитников, политиков. Он резко ограничивает работу вложений, браузерных функций, FaceTime, обмена фото и других механизмов, которые могут использоваться для атак.

С ноутбуками ситуация оказалась другой. ФБР получило доступ к рабочему MacBook Pro, когда Натансен по требованию агентов приложила палец к сканеру отпечатков. Власти утверждают, что ордер позволял использовать биометрию. При этом личный MacBook остался недоступен — он был выключен и защищён паролем.

Следователи особенно интересуются перепиской Натансен в Signal. По их словам, часть сообщений удалось увидеть на рабочем ноутбуке, а также на устройстве самого обвиняемого подрядчика. Некоторые чаты были настроены на автоудаление, поэтому агенты ограничились фотографированием экрана и аудиозаписью.

Washington Post и сама журналистка требуют вернуть изъятые устройства, считая обыск нарушением прав. Минюст, в свою очередь, настаивает, что речь идёт о законном изъятии доказательств и что альтернативы вроде точечного запроса данных слишком рискованны.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru