Миллионам роутеров и IP-камер угрожает бот, вооруженный 30+ эксплойтами

Миллионам роутеров и IP-камер угрожает бот, вооруженный 30+ эксплойтами

Миллионам роутеров и IP-камер угрожает бот, вооруженный 30+ эксплойтами

Исследователи из Alien Labs компании AT&T выявили новую вредоносную программу, нацеленную на сетевые и IoT-устройства. Linux-зловред с кодовым именем BotenaGo ищет потенциально уязвимые мишени и пытается применить эксплойты, коих у него более трех десятков.

На момент анализа написанные на Go боты, по словам экспертов, плохо детектились антивирусами. По состоянию на 14 ноября их распознают половина защитных решений из коллекции VirusTotal (29/60), некоторые — с вердиктом Mirai, но DDoS-функциональности у новобранца не обнаружено.

После запуска BotenaGo включает счетчик заражений, чтобы информировать оператора об успехах.

 

После этого вредонос ищет папку dlrs для загрузки своих шелл-скриптов. Если эта папка не найдена, он прекращает свою работу. В противном случае происходит вызов функции scannerInitExploits, отвечающей за подготовку площади атаки — сопоставление эксплойтов с сигнатурами целевых систем.

 

Сама атака происходит следующим образом: BotenaGo отправляет простой запрос GET, ищет в ответе знакомую строку (сигнатуру) и, обнаружив совпадение, пускает в ход эксплойт.

Список уязвимостей, используемых зловредом (только те, что имеют CVE-идентификатор), в разделении по производителям устройств:

Поиск по Shodan строки Server: Boa/0.93.15, которая для бота является сигналом к атаке, показал около 2 млн потенциально уязвимых устройств. Результаты по строке Basic realm=\"Broadband Router\, на которую вредонос реагирует эксплойтом CVE-2020-10173 для Comtrend VR-3033, оказались скромнее, но тоже впечатляющими — 250 тыс. потенциальных мишеней.

Команды BotenaGo получает двумя способами: прослушивает порты 31412 и 19412 (на последнем получает IP-адрес цели) или использует терминал системы. Так, при работе зловреда локально в виртуальной машине оператор может подавать команды через Telnet.

После успешного эксплойта бот по идее должен продолжать атаку, используя присланную ссылку. Однако определить его дальнейшие действия не удалось: к моменту анализа вся полезная нагрузка уже была удалена с сервера BotenaGo.

Из-за отсутствия активной связи зловреда с C2-сервером исследователям осталось только гадать о причинах его появления в интернете. По мнению Alien Labs, варианты могут быть такими:

  1. BotenaGo является частью тулкита; в этом случае должен существовать другой модуль, передающий ему IP-адреса целей или обновляющий такую информацию на C2. 
  2. Ссылки на полезную нагрузку говорят о связи с Mirai; не исключено, что BotenaGo — новый инструмент, который операторы Mirai задействуют лишь на определенных устройствах в составе ботнета, отдавая команды вручную. 
  3. BotenaGo проходит бета-тестирование, и его код случайно слили в Сеть.

Как бы то ни было, зловред с таким богатым арсеналом составляет большую угрозу для многочисленных устройств, прошивки которых редко обновляются. Эксперты предупреждают, что число эксплойтов, которыми оперирует BotenaGo, может со временем возрасти.

Заметим, для Mirai-подобных ботнетов и аналогов использование большого количества эксплойтов для наращивания потенциала — не редкость. Достаточно вспомнить Satori, Hakai, Mozi и совсем недавний Gitpaste-12.

Новый сложный Linux-зловред VoidLink нацелен на облака и контейнерные среды

Исследователи из Check Point обнаружили ранее неизвестный модульный инструмент для проведения атак, способный длительно, скрытно и надежно работать в облачных и контейнерных средах на основе Linux.

Анализ показал, что VoidLink, как его называют создатели, — это фреймворк, состоящий из загрузчиков, написанного на Zig импланта, руткитов и десятков плагинов, доступных по умолчанию и привязанных к кастомному API. Аналогичный подход наблюдался у Cobalt Strike.

Гибкая, модульная архитектура позволяет авторам атак по мере надобности расширять и изменять функциональность тулкита, умеющего определять основные облачные сервисы (AWS, Google Cloud, Microsoft Azure, Alibaba, Tencent) и соответствующим образом адаптировать свое поведение, обнаружив запуск в контейнере Docker или поде Kubernetes.

У VoidLink имеются и другие OpSec-механизмы: шифрование неиспользуемого кода, самоудаление при стороннем вмешательстве, сокрытие вредоносной активности с помощью руткитов режима пользователя и ядра.

Обмен вредоноса с C2 может осуществляться по разным каналам. Он поддерживает HTTP/HTTPS, WebSocket, ICMP, DNS-туннелирование, а также умеет составлять зараженные узлы в многосвязные (ячеистые) или p2p-сети.

Возможность добавления к основному коду плагинов, общим числом 37, позволяет оператору выполнять в облаках различные задачи, от разведки и закрепления до горизонтального перемещения по сети (через SSH с помощью украденных ключей) и обхода защиты путем стирания следов непрошеного вторжения.

 

Новый инструмент атаки, об авторстве которого можно косвенно судить по использованию китайского языка в оформлении админ-панелей, активно поддерживается и развивается. Цель его использования пока неясна: реальных заражений не выявлено.

По всей видимости, создатели VoidLink собираются коммерциализировать свой продукт. Предусмотренная возможность кражи учеток Git позволяет использовать новинку против разработчиков софта — с целью хищения конфиденциальных данных либо для проведения атак на цепочки поставок.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru