Критический баг генератора случайных чисел угрожает миллиардам IoT-девайсов

Критический баг генератора случайных чисел угрожает миллиардам IoT-девайсов

Критический баг генератора случайных чисел угрожает миллиардам IoT-девайсов

В аппаратных генераторах случайных чисел обнаружена критическая уязвимость, затрагивающая миллиарды IoT-устройств. Поскольку такие генераторы не могут корректно выдать случайные числа, существует риск кибератак на «умные» устройства.

Об уязвимости рассказали специалисты компании Bishop Fox Дэн Петро и Аллан Сесил. В опубликованном отчёте исследователи описывают проблему так:

«В ходе наших тестов оказалось, что так называемые ‘’случайные’’ числа на деле оказались не такими уж рандомными, особенно когда речь идёт об IoT-устройствах. В большинстве случаев девайсы выбирают ключи шифрования уровня 0 или ещё хуже. Такой подход может привести к катастрофическим последствиям для безопасности умных устройств».

Генераторы случайных чисел являются ключевыми компонентом отдельных криптографических приложений. С их помощью, например, задаются ключи, однократно используемые числа и соли (модификатор входа хеш-функции). Однако в случае IoT-девайсов эксперты указывают на серьёзную киберугрозу, связанную с недостаточно корректной работой генераторов случайных чисел.

Проблема в том, что всё работает на SoC (system-on-a-chip — система на кристалле), которая содержит аппаратный генератор случайных чисел (TRNG). Последний используется для извлечения случайности из физических процессов или явлений.

Так вот, специалисты отметили недостаток проверок ошибок в коде, при котором случайно сгенерированные числа уже нельзя назвать рандомными. Хуже того — они предсказуемые.

 

Проблема ограничивается IoT-устройствами, поскольку у них нет надлежащих операционных систем, которые бы шли с соответствующим API для генерации случайных чисел (например, /dev/random в Unix-подобных системах или BCryptGenRandom в Windows). Тем не менее, по словам специалистов, проблему можно решить обновлением софта.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru