Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

По оценке Group-IB, в настоящее время на мошенничество приходится 73% преступлений с использованием ИТ. Из них 56% составляет скам (обман, вынуждающий жертву добровольно расстаться с деньгами или раскрыть свои данные), остальные — дело рук фишеров.

Эти цифры эксперты озвучили сегодня, 10 июня, в ходе онлайн-конференции Digital Risk Summit 2021, проводимой в Амстредаме. Неуклонный рост активности мошенников, заставивший защитников говорить о «скамдемии» (скам + пандемия), в GIB объясняют уходом бизнеса в онлайн из-за COVID-19.

Количество случаев мошенничества в России, зафиксированных Group-IB в прошлом году, на 35% превысило уровень 2019 года. В Европе этот показатель возрос на 39%, в странах АТР — на 88%, на Ближнем Востоке — на 27,5%.

В атаках на клиентов банков мошенники зачастую использовали поддельные аккаунты в соцсетях, при этом на один бренд в среднем приходилось свыше 500 фейков. В сфере страхования основной угрозой являлся фишинг; под каждый такой бренд злоумышленники создавали больше сотни сайтов-ловушек.

Из более изощренных способов отъема денег мошенники отдавали предпочтение схемам «Мамонт» и «Белый кролик», она же «Кроличья нора». Первая предполагает использование Telegram-ботов для создания множества поддельных страниц популярных курьерских служб доставки. Эта схема, по наблюдениям, наиболее часто применялась в России.

На настоящий момент исследователи из GIB выявили более 70 активных групп скамеров, работающих по схеме «Мамонт» в 44 странах; 54 таких ОПГ атакуют россиян. К началу 2021 года численность поклонников «Мамонта», по новым данным, достигла 12,5 тысяч, а количество созданных ими ложных сайтов — 10 тысяч. За год им удалось похитить у жертв в общей сложности около 700 млн рублей.

В рамках схемы «Белый кролик» потенциальную жертву ведут по цепочке фейковых сайтов, созданных с целью кражи ПДн и данных платежных карт. В прошлом году такие скамеры, по свидетельству GIB, в качестве приманки использовали имена известных ритейлеров или сервис-провайдеров. Пользователи в среднем осуществляли по 40 тыс. переходов на мошеннические сайты в сутки.

Авиакомпании, СМИ и магазины: расширен «белый список» интернета

В России расширили так называемый «белый список» сайтов и сервисов, которые продолжают работать даже в периоды ограничений мобильного интернета, вводимых по соображениям безопасности. В перечень добавили сразу несколько десятков новых ресурсов — от госорганов и СМИ до магазинов, авиакомпаний и сервисов повседневных услуг.

На новом этапе в список вошли, в частности, информационный ресурс «Итоги года с Владимиром Путиным», сайты Совета Федерации, МВД и МЧС, движение «Движение первых», а также авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа».

Среди инфраструктурных и деловых ресурсов — «Россети», «Росатом Сеть зарядных станций», Московская биржа, оператор связи «Мотив» и портал по поиску работы HeadHunter.

Перечень пополнился и сервисами для повседневных задач: каршерингом «Ситидрайв», логистической компанией «Деловые линии», сетью ресторанов «Вкусно — и точка», онлайн-кинотеатром «Иви», а также крупными торговыми сетями — «ВкусВилл», «Ашан», «Спар», Metro и «Петрович».

Отдельный блок — средства массовой информации. В «белый список» включены как сайты и приложения федеральных телеканалов (Первый канал, НТВ, RT, ОТР, ТВЦ, ТНТ, СТС, «Пятый канал», «РЕН ТВ», «Пятница», «Домашний», «Муз-ТВ», «Мир», «Спас»), так и печатные издания и цифровые СМИ: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Ведомости», «Московский комсомолец», а также приложение «Радиоплеер».

Кроме того, список продолжает расширяться за счёт региональных ресурсов. Ранее туда уже входили социально значимые сервисы в сферах здравоохранения, образования, транспорта и региональных госуслуг. Теперь к ним добавились сайты администраций субъектов РФ и дополнительные региональные платформы.

Напомним, что в «белый список» также входят сайты Президента и Правительства России, крупные маркетплейсы (Ozon, Wildberries), сервисы заказа такси («Яндекс», «Максим») и онлайн-кинотеатры («Кинопоиск», «Винк», Kion, Okko). Перечень формируется на основе предложений федеральных и региональных властей и согласовывается с органами, отвечающими за вопросы безопасности. Работа над его расширением продолжается.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru