Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

Group-IB: три четверти ИТ-преступлений совершают мошенники

По оценке Group-IB, в настоящее время на мошенничество приходится 73% преступлений с использованием ИТ. Из них 56% составляет скам (обман, вынуждающий жертву добровольно расстаться с деньгами или раскрыть свои данные), остальные — дело рук фишеров.

Эти цифры эксперты озвучили сегодня, 10 июня, в ходе онлайн-конференции Digital Risk Summit 2021, проводимой в Амстредаме. Неуклонный рост активности мошенников, заставивший защитников говорить о «скамдемии» (скам + пандемия), в GIB объясняют уходом бизнеса в онлайн из-за COVID-19.

Количество случаев мошенничества в России, зафиксированных Group-IB в прошлом году, на 35% превысило уровень 2019 года. В Европе этот показатель возрос на 39%, в странах АТР — на 88%, на Ближнем Востоке — на 27,5%.

В атаках на клиентов банков мошенники зачастую использовали поддельные аккаунты в соцсетях, при этом на один бренд в среднем приходилось свыше 500 фейков. В сфере страхования основной угрозой являлся фишинг; под каждый такой бренд злоумышленники создавали больше сотни сайтов-ловушек.

Из более изощренных способов отъема денег мошенники отдавали предпочтение схемам «Мамонт» и «Белый кролик», она же «Кроличья нора». Первая предполагает использование Telegram-ботов для создания множества поддельных страниц популярных курьерских служб доставки. Эта схема, по наблюдениям, наиболее часто применялась в России.

На настоящий момент исследователи из GIB выявили более 70 активных групп скамеров, работающих по схеме «Мамонт» в 44 странах; 54 таких ОПГ атакуют россиян. К началу 2021 года численность поклонников «Мамонта», по новым данным, достигла 12,5 тысяч, а количество созданных ими ложных сайтов — 10 тысяч. За год им удалось похитить у жертв в общей сложности около 700 млн рублей.

В рамках схемы «Белый кролик» потенциальную жертву ведут по цепочке фейковых сайтов, созданных с целью кражи ПДн и данных платежных карт. В прошлом году такие скамеры, по свидетельству GIB, в качестве приманки использовали имена известных ритейлеров или сервис-провайдеров. Пользователи в среднем осуществляли по 40 тыс. переходов на мошеннические сайты в сутки.

Минюст раскритиковал идею тюрьмы до 15 лет за мошенничество с ИИ

Минюст усомнился в законопроекте Минцифры, который предлагает считать использование искусственного интеллекта отягчающим обстоятельством при совершении мошенничества и других ИТ-преступлений. Основная претензия — слишком размытое определение ИИ, которое может привести к путанице и противоречивой судебной практике.

Это следует из заключения на законопроект, направленного замминистра юстиции Вадимом Федоровым в Минцифры.

Документ есть в распоряжении «Ведомостей». В Минюсте подтвердили, что провели правовую и антикоррупционную экспертизу и направили свои замечания разработчикам.

В Минцифры, в свою очередь, заявили, что законопроект уже доработан с учётом комментариев других ведомств, однако уточнять, какие именно изменения были внесены, не стали.

Несмотря на позицию Минюста, 12 января 2026 года законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. По данным источников «Ведомостей», документ может быть внесён в Госдуму уже в ближайшие дни.

О планах ввести уголовную ответственность за преступления с использованием ИИ Минцифры говорило ещё летом 2025 года. Во втором пакете антимошеннических инициатив, например, говорилось о штрафах до 2 млн рублей или лишении свободы на срок до 15 лет. Теперь эти идеи оформлены в конкретные поправки в Уголовный кодекс.

Законопроект предлагает внести изменения сразу в несколько статей УК РФ — о краже, мошенничестве, вымогательстве и преступлениях в сфере компьютерной информации. В них появляется отдельный квалифицирующий признак: совершение преступления с использованием искусственного интеллекта.

Авторы инициативы объясняют её ростом дистанционных преступлений. В пояснительной записке указано, что в 2024 году было зарегистрировано более 485 тысяч преступлений по статьям о краже и мошенничестве, а ущерб от «дистанционных хищений» превысил 197 млрд рублей.

Главная претензия Минюста — в самом определении искусственного интеллекта. В законопроекте ИИ описывается как «комплекс технологических решений», способных имитировать когнитивные функции человека и выдавать сопоставимые результаты.

По мнению ведомства, такое определение слишком широкое. Его применение потребует обязательных экспертиз практически по каждому делу, что:

  • увеличит нагрузку на экспертные учреждения;
  • повысит расходы;
  • затянет сроки расследований и судебных процессов.

Кроме того, Минюст указывает на возможную конкуренцию новых норм с уже существующими статьями УК, регулирующими преступления в сфере компьютерной информации.

Юристы и специалисты по ИБ в целом разделяют опасения Минюста. По словам экспертов, под предлагаемое определение потенциально могут попасть не только нейросети и дипфейки, но и любые инструменты анализа данных — вплоть до обычного ПО, браузеров и даже антивирусов, если они используются преступником.

При этом эксперты признают: мошенники действительно всё активнее применяют ИИ — для создания реалистичных дипфейков, массового фишинга и автоматизированных звонков. Такие атаки становятся масштабнее, незаметнее и психологически опаснее для жертв.

Минцифры продолжает активно продвигать антифрод-инициативы — это уже второй пакет мер за год. Однако история с «ИИ как отягчающим обстоятельством» показывает, что регулирование новых технологий упирается не только в желание ужесточить наказание, но и в отсутствие чётких юридических рамок.

Если закон примут в текущем виде, ключевым вопросом станет не только борьба с мошенниками, но и то, как именно следствие и суды будут понимать, что считать искусственным интеллектом.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru