Операторы шифровальщика Clop призывают клиентов жертв требовать выкуп

Операторы шифровальщика Clop призывают клиентов жертв требовать выкуп

Операторы шифровальщика Clop призывают клиентов жертв требовать выкуп

Операторы программы-вымогателя Clop придумали интересный способ шантажа: клиентам атакованной компании отправляются электронные письма, в которых их призывают убедить организацию заплатить выкуп. В противном случае пострадают данные пользователей, предупреждают злоумышленники.

Уже никого не удивишь прогрессивной тактикой операторов программ-вымогателей (ransomware) — прежде чем зашифровать конфиденциальные файлы организации, они копируют и сохраняют их у себя.

Благодаря такому подходу у киберпреступников появляется дополнительный рычаг давления на жертву: мы не только зашифровали ваши файлы, но и можем опубликовать всю внутреннюю информацию на своём сайте.

Стоящие за шифровальщиком Clop злоумышленники любят, чтобы их деятельность освещали. Они лично оповещали журналистов о своих планах, грозясь выложить все имеющиеся в их распоряжении данные.

Однако коммуникабельность операторов Clop нашла себе новое применение. Электронные письма начали получать клиенты организаций, ставших жертвами программы-вымогателя. В этих письмах преступники призывали требовать у компании оплату выкупа.

Уведомления были озаглавлены следующим образом: «Ваши персональные данные были украдены и в скором времени будут опубликованы». Другими словами, атакующие параллельно шантажировали клиентов организации, чья сеть оказалась зашифрована.

 

Неизвестно, сработает ли эта тактика, однако стоит всё же отметить любопытный момент, который говорит о новых приёмах и подходах киберпреступников.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru