Фишеры собирают пароли ВКонтакте под предлогом возможной утечки архива

Фишеры собирают пароли ВКонтакте под предлогом возможной утечки архива

Фишеры собирают пароли ВКонтакте под предлогом возможной утечки архива

В социальной сети «ВКонтакте» зафиксирована фишинговая рассылка, нацеленная на кражу паролей к аккаунтам. Злоумышленники сообщают пользователю о готовящемся выводе его архива в чужой почтовый ящик и предлагают пройти по указанной ссылке для отката операции и смены пароля.

Участники соцсети «ВКонтакте» имеют возможность выгрузить всю информацию, собранную о них соцсетью. Этот архив содержит не только открытые данные профиля, но также все диалоги пользователя, загруженные им документы, привязки телефонных номеров, историю платежей, список использованных банковских карт.

Заказать выдачу архива может только сам пользователь, войдя в свой аккаунт. В данном случае фишеры заставляют потенциальную жертву забыть об этом, играя на ее боязни утечки.

Атака мошенников происходит следующим образом:

  • Пользователь получает тревожное сообщение (на почту, через пуш-уведомление или в личку) вида «Архив на все ваши переписки будет создан через 24 часа и отправлен на почту XXX», где XXX — произвольный адрес, и явно чужой.
  • Для отмены создания и передачи архива получателю предлагают перейти по ссылке на некий сайт, имя которого включает строку vk.
  • Поддельная страница содержит форму с полями для смены пароля; если посетитель осуществит переход и введет требуемые данные, они отправятся прямиком к фишерам.

Один из сайтов-ловушек, созданный в рамках этой схемы (vkarchives[.]com), уже выявлен и закрыт. Переход на него по ссылке, распространяемой в соцсети, заблокирован.

«Злоумышленники могут создавать фишинговые сайты и присылать спам-письма, маскируясь под популярные ресурсы, — комментирует Александр Швец, директор по защите приватности пользователей «ВКонтакте». — При этом, конечно, никто не взламывает наши серверы, не получает доступ к базам данных. Люди сами неумышленно отдают свои профили мошенникам, доверчиво переходя по непроверенным ссылкам.

В среднем отправляем около 10 тысяч предупреждений о смене пароля в сутки. Мы оперативно блокируем переходы из “ВКонтакте” на вредоносные сайты. Кроме того, рекомендуем не пользоваться вредоносными программами, которые просят указать личные данные для получения возможностей, которых нет “ВКонтакте”: просмотра чужих скрытых фото или гостей страницы, безлимитных подарков или бесплатных голосов».

Что касается данного случая, представитель соцсети подчеркнул, что скачать персональный архив с данными профиля «ВКонтакте» без подтверждения с привязанного к аккаунту устройства нельзя, а уникальную ссылку для скачивания невозможно открыть из другого профиля. Те, кого тревожит сохранность этих данных, также могут зашифровать свой архив с помощью индивидуального ключа OpenPGP.

Чтобы не стать жертвой фишинга, участники соцсети должны соблюдать следующие правила:

  • не переходить по ссылкам из неожиданных сообщений, особенно играющих на эмоциях;
  • вводить адрес соцсети в браузер только вручную либо использовать приложение «ВКонтакте»;
  • при переходе по ссылке всегда проверять благонадежность страницы по URL в адресной строке, не вводить учетные данные на сторонних сайтах;
  • не пренебрегать опцией двухфакторной аутентификации (2FА);
  • при появлении сомнений в безопасности аккаунта следует сменить пароль или обратиться в службу техподдержки
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

ВТБ раскрыл новую схему мошенничества от имени лжепсихологов

Мошенники начали представляться школьными психологами и методистами, чтобы обманом выманить у родителей учеников персональные и платёжные данные. Как сообщили в банке, злоумышленники требуют предоставить сведения или пройти некое «тестирование» — якобы для итоговой аттестации или составления «характеристики ученика».

В процессе разговора мошенники могут запрашивать паспортные данные, СНИЛС, ИНН — как у ребёнка, так и у родителей. Нередко они просят установить сторонние приложения, которые якобы необходимы для прохождения теста.

На деле всё это делается ради получения доступа к Порталу Госуслуг и банковским приложениям. Через процедуры восстановления доступа злоумышленники оформляют кредиты на имя родителей и похищают полученные средства.

«Мошенники всё чаще используют школьную тематику, играя на тревоге и доверчивости родителей. Они создают ощущение срочности, используют официальные термины — “государственная аттестация”, “характеристика ученика” — чтобы сбить с толку и не дать жертве задуматься. В таких случаях важно остановиться, прервать разговор и спокойно перепроверить информацию», — отметил вице-президент ВТБ, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин.

По его словам, аферисты часто звонят наугад — в том числе родителям уже взрослых детей или даже бездетным людям, рассчитывая на замешательство.

Ревякин также рекомендовал передавать номера мошенников в банк. Это можно сделать через раздел «Безопасность» в чат-боте ВТБ, на сайте, в мобильном приложении ВТБ Онлайн, а также в официальных аккаунтах банка в мессенджерах «ВКонтакте» и MAX. Эти номера передаются операторам связи для последующей блокировки.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru