Боты Xanthe проникают на Linux через плохо настроенные Docker API

Боты Xanthe проникают на Linux через плохо настроенные Docker API

Боты Xanthe проникают на Linux через плохо настроенные Docker API

Обнаружен новый Linux-ботнет, построенный на серверах Docker. Анализ показал, что лежащий в его основе вредонос с кодовым именем Xanthe распространяется в основном через Docker API, которые из-за неправильной конфигурации оказались доступны из интернета и плохо защищены.

По данным Cisco Talos, новоявленный ботнет активен уже больше полугода. В настоящее время он используется для добычи Monero за счет чужих мощностей и с этой целью загружает на серверы вариант криптомайнера XMRig.

Скриптовый зловред, на котором основан Xanthe, имеет модульную структуру. Основной компонент xanthe.sh, название которого эксперты используют для идентификации бот-сети, загружается с помощью скрипта pop.sh. После запуска xanthe.sh скачивает еще четыре модуля, в том числе XMRig с конфигурационным файлом в формате JSON.

 

Остальные вспомогательные модули выполняют защитные функции:

  • libprocesshider.so скрывает процессы бота;
  • шелл-скрипт xesa.txt отключает сторонние майнеры и службы безопасности;
  • шелл-скрипт fczyo завершает процессы Docker-контейнеров конкурирующих троянских программ и создает новых пользователей sysall, system, logger и autoupdater, чтобы обеспечить возможность выполнения команд с привилегиями администратора.

Основной скрипт Xanthe также отвечает за распространение инфекции на другие компьютеры в локальных и удаленных сетях. С этой целью он ослабляет защиту SSH-демона и крадет сертификаты на стороне клиента, чтобы с их помощью авторизоваться на удаленных хостах и запустить команду на загрузку своей копии.

Поиск через Shodan, проведенный исследователями, выявил более 6 тыс. уязвимых серверов Docker — в основном в США, Китае, Ирландии, Японии и Южной Корее. К сожалению, выбрать правильные настройки для Docker API не так уж просто, и соответствующий демон зачастую оказывается открытым для злоупотреблений. Хакеры прекрасно это знают и не упускают случая воспользоваться такой возможностью. В частности, Docker-серверы часто избирает мишенью криминальная группа TeamTNT.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru