Эксперты зафиксировали всплеск необычных кибератак на банки и энергетику

Эксперты зафиксировали всплеск необычных кибератак на банки и энергетику

Эксперты зафиксировали всплеск необычных кибератак на банки и энергетику

Новые атаки на кредитные организации и энергетическую отрасль имеют весьма необычный характер — схема проникновения в инфраструктуру организации разложена на целых четыре этапа, что позволяет атакующим скрыть свою активность от антивирусов и песочниц.

Всё начинается со стандартного метода — фишинга. Вредоносные письма отправляются сотрудникам банков и энергетических компаний. Отправитель, как правило, представляется работником другой организации той же отрасли.

Письма содержат вредоносные документы, открыв которые пользователь активирует исполняемый файл, обращающийся к pastebin.com (популярный хостинг для проектов с открытым исходным кодом).

Затем в дело вступает размещённый на pastebin.com код, который пытается скачать файл-изображение с другого популярного сервиса — imgur.com. На этом этапе злоумышленники используют стеганографию, встраивая вредоносную программу в скачиваемое изображение.

Выполняя свою часть работы, вредонос собирает как можно больше данных жертвы, после чего отправляет всю добытую информацию на сервер киберпреступников. Последние анализируют данные и принимают дальнейшее решение — если жертва их заинтересует, атакующие могут загрузить на её компьютер дополнительные вредоносные программы.

Попав в систему кредитной организации, злоумышленники пытаются вывести денежные средства; если же жертвой стала организация энергетической отрасли, преступники пытаются вести коммерческий шпионаж.

Как пояснили эксперты центра расследования киберинцидентов JSOC CERT, атакующие могут также заработать за счёт продажи другим преступникам точек присутствия в инфраструктуре организаций.

По статистике «Ростелеком-Солар», 80% данных атак были нацелены на банки, оставшиеся 20% достались энергетической сфере. Игорь Залевский, руководитель JSOC CERT, отметил, что операция напоминает вредоносную активность русскоязычной группировки Silence.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru