Эксперты: Импортозамещение нужно для безопасности КИИ

Эксперты: Импортозамещение нужно для безопасности КИИ

Эксперты: Импортозамещение нужно для безопасности КИИ

На прошедшей в Уральском федеральном округе (УФО) конференции Business Information Security Summit (BIS Summit) Ekaterinburg эксперты обсудили безопасность критической инфраструктуры. Одним из участников дискуссии оказалась глава InfoWatch Наталья Касперская, которая выступила модератором пленарной сессии по безопасности информационной инфраструктуры предприятий.

Помимо Натальи Касперской, основные вопросы обсуждали: вице-президент по информационной безопасности ПАО «Ростелеком» Игорь Ляпунов, заместитель директора Центра информационных технологий Тюменской области Игорь Козодеев, заместитель директора Департамента информатизации и связи Свердловской области Павел Борисов, вице-президент по информационным технологиям группы «Русская Медная Компания» Сергей Шувалов, заместитель начальника отдела охраны и режима группы «Синара» Олег Китаев и представитель Управления ФСТЭК России по УФО Елена Привалова.

Представитель «Ростелекома» отметил, что количество атак на КИИ, как правило, превышает аналогичный показатель в других сегментах в 10–15 раз. А плотность таких атак продолжает увеличиваться, подчеркнул Игорь Ляпунов.

«У атак на объекты КИИ нет цели монетизации, их задача — получить контроль над управлением инфраструктурой. Для этого  используются более изощренные способы атак, более дорогое, сложное ПО — бестелесные вирусы, черви, которые практически не оставляют следов», — заявил вице-президент по информационной безопасности ПАО «Ростелеком».

Елена Привалова, представляющая ФСТЭК, обратила внимание на то, что на сайте ведомства есть банк, содержащий описание угроз безопасности, который имеет открытую и закрытую часть.

Однако наиболее интересным моментом дискуссии стал вопрос импортозамещения. Эксперты считают использование зарубежного софта угрозой для безопасности КИИ. Такое мнение основывается на том, что потенциально зарубежные программы могут содержать закладки, недокументированные возможности.

Также опасность кроется в том, что их работа может прекратиться из-за санкционных ограничений.

Эксперты обсудили возможности по внедрению отечественных решений. При этом представители заказчиков российских программных продуктов сообщили, что по их мнению разработчики должны сначала реализовать функции, которые имеются у западных аналогов.

На что представитель разработчика — «Ростелеком» — Игорь Ляпунов заметил, что функционал определяется спросом. Если заказчики начнут использовать продукты российских производителей, то те, безусловно, будут расширять функциональные возможности под требования заказчика.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru