Российский ботнет имитирует клики пользователей Android

Российский ботнет имитирует клики пользователей Android

Российский ботнет имитирует клики пользователей Android

Исследователи Check Point рассказали о ботнете, который разрабатывает группа русскоговорящих киберпреступников «The Lucy Gang». Злоумышленники распространяют свое детище по схеме Malware-as-a-Service (вредонос-как-услуга, MaaS).

Ботнет получил имя Black Rose Lucy, как говорят эксперты, принцип его работы не отличается от сотни других таких же ботнетов. Black Rose Lucy специализируется на атаках мобильных устройств под управлением операционной системы Android.

Известно, что Android постоянно контролирует поведение приложений, запрашивая у пользователя разрешение на выполнение операций, в которых косвенно или прямо участвуют персональные данные или чувствительные настройки.

Однако Black Rose Lucy научился использовать функцию Android Accessibility Service, с помощью которой он обманом заставляет пользователя разрешить вредоносу совершить действия, приводящие в конечном итоге к запуску злонамеренных файлов APK.

После установки Black Rose Lucy регистрирует себя в качестве сервиса Monitor. Через минуту вредоносная программа отображает владельцу устройства уведомление, в котором утверждается, что система пользователя находится в опасности.

Для решения проблемы юзеру предлагается разрешить использование Android Accessibility Service для приложения «Security of the system».

Далее жертву просят предоставить права администратора Black Rose, после этого вредонос сможет отображать окна поверх других приложений, а также игнорировать настройки оптимизации использования ресурсов батареи.

Ботнет может связываться с командным центром C&C, благодаря этому на зараженное устройство устанавливаются другие вредоносные программы. Вся собранная зловредом информация отправляется также на этот сервер.

Помимо прочего, Black Rose оснащен механизмом определения антивирусных решений, установленных в системе.

Самый интересный момент, который отметили эксперты, — ботнет может имитировать клики пользователя. Именно так вредоносное приложение может устанавливать APK-файлы в системе.

Евгений Касперский: в России повысился уровень зрелости в вопросах ИБ

В ходе интервью основатель «Лаборатории Касперского» рассказал журналистам об изменениях на киберфронте, развитии ИБ-компании в условиях западных санкций, а также поделился ее опытом использования ИИ.

Констатируя рост продаж вендора в России, собеседник «Ведомостей» отметил, что на тренд повлияли повышение степени зрелости компаний в отношении кибербеза (из-за роста числа атак и новых требований по импортозамещению и ИБ), а также значительное расширение портфеля защитных решений Kaspersky.

Характер кибератак, по словам Евгения Касперского, за последние три года заметно изменился. Злоумышленники стали действовать более целенаправленно и профессионально, зачастую занимаясь шпионажем в пользу того или иного государства.

За шпионаж по-прежнему готовы платить и коммерческие структуры — достаточно вспомнить случай с Duqu в 2015 году на переговорах по иранской ядерной программе в Швейцарии и более недавний, операцию «Триангуляция». Участились также случаи киберсаботажа.

Что касается ИИ, в Kaspersky его применяют для автоматизации обработки входящих данных, а с недавних пор — и для детектирования аномалий. Подобные инструменты работают в реальном времени и способны заблокировать подозрительную активность либо предупредить о ней пользователя.

В настоящее время в ИБ-компании ежедневно анализируется около 15 млн потенциально опасных файлов; 99,98% из них обрабатывается автоматически. В этом году умный помощник помогал экспертам выявлять до 500 тыс. угроз за день, в том числе вредоносов, созданных с помощью ИИ.

 

Последнее время объем продаж «Лаборатории Касперского» в России растет: В 2022 году он увеличился в полтора раза, в 2023-м — более чем на треть, в 2024-м — более чем на четверть (в основном за счет сбыта решений b2b, для бизнеса). По внутренним оценкам, в настоящее время ее продукты используют свыше 90% российских компаний в России.

На потребительский сегмент (b2c) сейчас приходится около трети выручки. Показатель начал падать после введения западных санкций и блокировки продаж антивируса Kaspersky в США; потерю этих рынков удалось компенсировать за счет увеличения продаж в России и Азиатском регионе.

В ответ на вопрос о приоритетах в импортозамещении Касперский заявил, что заменить придется все ИБ-решения, но в первую очередь NGFW. У них уже есть собственное СЗИ этого класса, которое недавно прошло сертификацию ФСТЭК и в ближайшие год-два станет конкурентоспособным.

Инвест-проект KasperskyOS пока не может похвастаться большой отдачей, но уже собрал множество партнеров, в России и за рубежом. Защищенная ОС пока работает на тонком клиенте; в этом году разработчики провели более 100 пилотов.

В дальнейшем планируется расширение спектра устройств с этой ОС. Версия KasperskyOS для мобильных устройств все еще находится на стадии исследовательского проекта; прототип создан, но требует доработки.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru